Законопроект о «народном инспекторе» будут дорабатывать

Проект по введению “народного инспектора” ожидает доработки – Колеса.ру

В ближайшее время инициативу, которая касается мобильного приложения для жалоб на автомобилистов, не примут.

Свои предложения по доработке законопроекта о «народном инспекторе» в Госдуму отправит Общественная палата РФ. Они появились после так называемого «нулевого чтения» соответствующих поправок к КоАП. Напомним, документ предполагает, что ГИБДД будет выносить постановления в отношении автовладельцев без протокола на основании снятых на смартфон видео с нарушениями ПДД.

Правительство РФ внесло поправки в Госдуму в конце 2017 года.

Для того, чтобы получить возможность пожаловаться на нарушение ПДД, гражданину РФ нужно будет иметь аккаунт на портале госуслуг (сейчас на ресурсе зарегистрировано свыше 68 000 000 пользователей).

Обратите внимание

Помимо этого понадобится установить мобильное приложение, известное под неофициальным названием «народный инспектор». Его разработкой занимается Минкомсвязи.

Новости / Авто и общество

Министерство внутренних дел ещё в декабре 2017 года внесло изменения в административный регламент ГИБДД, действующий с 20 октября. В силу они вступили на прошлой неделе. Теперь сотрудники ГАИ не имеют права отстранять…

26982 1 3 13.02.2018

С помощью таких материалов, полученных от пользователей приложения, ГИБДД без протокола сможет наказывать за проезд на запрещающий сигнал светофора, за выезд на полосу, предназначенную для встречного транспорта, а также за несоблюдение требований знаков.

Как сообщает «Коммерсант», в Общественной палате законопроект о «народном инспекторе» поддержали, однако внесли ряд предложений по доработке.

Речь зашла, в частности, о защите прав граждан, снимающих видео на смартфон. Эксперты считают, что необходима норма, которая не позволит нарушителю узнать, кто именно снял и отправил в ГАИ ролик.

При этом в случае рассмотрения уголовных дел у суда должно быть право вызвать автора материала.

Также выступившие считают, что гражданам нужно дать возможность фиксировать выезд на обочину, а также стоянку на газонах и даже неоплаченную парковку. Помимо этого предлагается разрешить присылать в ГИБДД ролики, снятые не только на смартфон, но и на видеорегистратор. Напомним, идея снимать видео только с помощью специального приложения должна решить проблему фальсификации материалов.

В ходе обсуждения в ОП было выдвинуто предложение о наказании для тех людей, которые отсылают фальсифицированные материалы в ГИБДД. «Нужна ответственность, аналогичная той, что применяется за ложные звонки о бомбах», — считает вице-президент Российского автотранспортного союза Виктор Гацулов.

Важно

По словам представителей пресс-службы Минкомсвязи, ведомство готово приступить к реализации требуемого сервиса после того, как норма вступит в силу.

Согласно информации издания, в основу этого приложения ляжет ресурс, который уже несколько лет используется в Татарстане для съёмки нарушителей правил парковки.

«Техзадание уже готово, делать приложение будет «Ростелеком» — единственный исполнитель по развитию электронного правительства», — пояснил источник.

Ранее глава МВД рассказал о том, чего ведомство ожидает от «Народного инспектора». По мнению Владимира Колокольцева, такое новшество должно упростить порядок привлечения к ответственности водителей за нарушение ими правил дорожного движения.

Источник: https://www.kolesa.ru/news/zakonoproekt-o-narodnom-inspektore-budut-dorabatyvat

Граждане смогут достучаться до ГИБДД

Общественная палата (ОП) РФ направит в Госдуму предложения по доработке законопроекта о «народном инспекторе» — мобильном приложении, которое позволит гражданам снимать нарушителей ПДД на видео и отсылать ролики в Госавтоинспекцию.

По мнению экспертов, нужно ввести ответственность за фальсификацию видеоматериалов, а также дать возможность использовать ролики с видеорегистраторов.

Между тем, как выяснил “Ъ”, Минкомсвязь практически уже подготовила техзадание на разработку продукта, делать его будет «Ростелеком».

В ОП прошло так называемое нулевое чтение поправок к КоАП, внесенных правительством в Госдуму в конце 2017 года.

Согласно документу, ГИБДД сможет выносить постановления в отношении автовладельцев без протокола (как происходит в случае с дорожными камерами), получив от граждан видео с нарушением ПДД, снятое на смартфон.

Для этого надо зарегистрироваться на портале госуслуг (сейчас насчитывает более 68 млн пользователей) и установить специальное мобильное приложение, уже получившее неофициальное название «народный инспектор» (разработает Минкомсвязь).

На закупку серверов и услуг связи федеральным бюджетом в течение трех лет будет выделено 2,7 млрд руб. Наказать таким образом можно будет за проезд на запрещающий сигнал светофора, выезд на встречную полосу, несоблюдение требований знаков.

Выступившие в ОП эксперты законопроект поддержали, но призвали доработать. Дискуссия развернулась вокруг защиты прав граждан, снимающих видео.

По мнению главы Всероссийского общества автомобилистов Валерия Солдунова, нужна норма, не позволяющая нарушителю узнать, кто снял ролик. Его поддержал и глава «Союза пешеходов России» Владимир Соколов: на свидетелей нарушений может оказываться давление.

Но в случае рассмотрения уголовных дел (например, если сбит пешеход) суд должен иметь право вызвать автора ролика в суд.

Совет

Нужно дать гражданам возможность фиксировать и выезд на обочину, считает аналитик экспертного центра «Движение без опасности» Елена Борисенко.

Замглавы департамента транспорта Москвы Андрей Корнеев предложил расширить список нарушений стоянкой на газонах и неоплаченной парковкой.

Госпожа Борисенко говорит, что у водителей должно быть право присылать в ГИБДД ролики, снятые не только на смартфон, но и на видеорегистраторы.

Судья Верховного суда в отставке Никита Колоколов предостерег, что видеосъемка лишь «выхватывает факт из контекста»: «Водитель пересек двойную сплошную, но если вокруг никого не было, ничего страшного нет — любое нарушение должно подразумевать степень общественной опасности».

Господин Колоколов также отметил, что в текущем законопроекте не прояснен вопрос обжалования. «На кого жаловаться, если гражданин, снявший видео, засекречен как агент? — говорит он.— Должна быть технология, которая позволит каждому доказать, что он не виноват».

Господин Колоколов допускает, что приложение будут использовать для сбора компромата: «Допустим, кто-то снял, как бизнесмен нарушает правила, а потом предлагает заплатить, чтобы видео никуда не пошло». «Начнутся массовые обращения не по поводу нарушений, а чтобы, например, насолить соседу,— поддержала его юрист ОП Светлана Казакина.

— Существует огромное количество программ, с помощью которых на фотографии можно поменять номер, передвинуть сплошную линию разметки». По ее словам, люди, отсылающие материалы в ГИБДД, должны нести ответственность за фальсификацию данных.

С ней солидарен вице-президент Российского автотранспортного союза Виктор Гацулов: «Нужна ответственность, аналогичная той, что применяется за ложные звонки о бомбах».

По итогам обсуждения ОП направит рекомендации по доработке законопроекта в Госдуму. В пресс-службе Минкомсвязи “Ъ” вчера заявили, что «готовы приступить к реализации сервиса, описанного в законопроекте, после вступления закона в силу».

Источник, знакомый с разработкой софта для «народного инспектора», рассказал “Ъ”, что в основу будет взят используемый в Татарстане сервис (там уже несколько лет работает приложение для фотографирования нарушителей правил парковки).

«Техзадание уже готово, делать приложение будет “Ростелеком” — единственный исполнитель по развитию электронного правительства»,— говорит собеседник “Ъ”.

Иван Буранов

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3578498

Осторожно, скрытая камера: как будут наказывать водителей за нарушения, снятые на телефон

Чтобы наказать нарушителя, достаточно смартфона или регистратора со специальным приложением — такова концепция нового законопроекта, одобренного Госдумой в первом чтении. В случае его окончательного утверждения весной система заработает осенью 2019 года и станет головной болью для любителей срезать через сплошную.

При нынешнем законодательстве наказать такого беспредельщика почти невозможно

Считаете ли вы справедливым оштрафовать владельца Hyudai Solaris на основе этого ролика?

  • Да, нарушение грубое и опасное
  • Нет, нарушение не очевидно
  • Нет, порочен сам принцип

Что разрешает законопроект

Он почти уравнивает в правах любительские камеры со специальным приложением и автоматические комплексы фотовидеофиксации.

Так, для последних сделано исключение в статье 1.5 КоАП «Презумпция невиновности». Статья 2.6.1 позволяет считать нарушителем хозяина автомобиля, если не доказано обратное. Законопроект распространяет эти послабления и на любительские камеры, включая смартфоны и видеорегистраторы, проще говоря, позволяет штрафовать в заочном режиме без розыска водителя и составления протокола. 

Как исключить подтасовки

«Народным инспекторам» понадобится смартфон со специальным приложением и регистрация на портале госуслуг, но технических подробностей пока нет: для разработки софта отводят 180 дней с момента окончательной публикации закона, который ждёт ещё два чтения.

Общие требования к приложению известны — оно должно исключить редактирование изображения, даты, координат съёмки.

Обратите внимание

Какие нарушения разрешат фиксировать народным инспекторам

Это далеко не весь перечень нарушений. Так, за рамки выведено нарушение правил благоустройства, например езда и стоянка на газонах.

Большинство водителей не считает такой манёвр серьёзным нарушением, но формально это проезд на запрещающий сигнал светофора (штраф 1000 рублей или 5000 рублей за повторное)

Из «водительских» статей (глава 12 КоАП) в перечень попали те, что наказывают за наиболее наглядные нарушения. Скажем, проезд на запрещающий сигнал светофора и езда по встречной полосе в списке есть, а заступ за стоп-линию и неиспользование сигнала поворота — нет.

Ещё одно популярное нарушение — разворот через сплошную по принципу «никому не помешал»

Можно будет наказывать за нарушения на железнодорожных переездах, нелегальный разворот, езду по встречной полосе или полосе для общественного транспорта, нарушение знаков и разметки. В последнюю категорию попадают, например, повороты из неправильного ряда и через сплошную осевую линию.

Несмотря на удалённость пешеходов, водителя наказали за проезд перед ними

В списке есть непропуск пешехода, а также все виды нарушений правил остановки и стоянки: не только в зоне действия запрещающего знака, но на местах для инвалидов, вблизи переходов и так далее. Сейчас водителей редко наказывают за непредставление преимущества другим водителям, но народные инспекторы смогут делать и это.

Интересно, что ко второму чтению список может быть расширен, и одна из статей — это использование мобильного телефона за рулём.

Можно ли послать запись в ГИБДД сейчас

Да, ГИБДД обязана рассматривать подобные обращения граждан, но на практике процедура очень сложна. Проблема в проверке достоверности записи, но главное, нынешний закон требует доказать, что за рулём был конкретный человек.

Важно

Для этого сначала разыскивается собственник автомобиля, который либо сознается в содеянном, либо указывает на другого водителя, которого также нужно разыскать и опросить.

Такой путь оправдан в случае серьёзных правонарушений, но когда речь о 500-рублёвых штрафах, усилия явно избыточны.

Законопроект позволяет по умолчанию считать виновным собственника, оставляя ему право возложить ответственность на родственника, знакомого или сотрудника, который был за рулём.

К счастью, власти отказались от обсуждаемой ранее идеи лишать прав по записям смартфонов.

Маршрутка и легковушка движутся, цепляя встречную полосу — за это положен штраф 5000 рублей (лишение прав при фиксации нарушения камерами не применяется)

Гражданская позиция или стукачество?

Новый подход воспринимается многими в штыки как форма взаимного стукачества. С другой стороны, многие недоумевают, почему ГИБДД не привлекает героев скандальных роликов, нарушения которых очевидны и бесспорны. В обществе чувствуется как запрос на подобную форму контроля, так и опасения в злоупотреблениях.

— Допустим, я не люблю человека, своего конкурента, и каждый день снимаю, как его машина совершает мелкие нарушения, — рассуждает таксист Валерий. — Это месть и стукачество. Так всё и будет. Водители — единое братство и должны помогать друг другу, а не кошмарить. Представьте, сколько будет драк и разборок, потому что кто-то кого-то снимал на видео.

Читайте также:  Гоночный 56-летний ferrari продадут за три миллиарда рублей

Непропуск пешехода, который едва не закончился серьёзной трагедией: мальчика спасла случайность

Представитель комитета по защите прав автомобилистов в Свердловской области Дмитрий Ларионов напротив видит больше плюсов:

— Любое повышение вероятности фиксации нарушения, тем более произвольным лицом, серьёзно повышает неотвратимость наказания и в долгосрочной перспективе может серьёзно улучшить правосознание водителей.

Осторожной позиции придерживается автоэксперт Юрий Панченко:

— Человек ведь как рассуждает: я сфотографирую нарушителя, и одним дураком на дороге станет меньше. Но ведь снять на видео могут и его самого, а ездить по дорогам совсем без нарушений сегодня практически невозможно. Поэтому нужно иметь в виду, что и автор видео может стать «жертвой» другого автора.

Совет

Вызывает сомнения техническая реализуемость проекта. Если стационарные камеры фотовидеофиксации снимают участок дороги под определённым углом, то любительские записи могут оставлять массу серых зон. Спорные видео должны отбраковываться, но при массовой обработке, скорее всего, будет работать конвейерный подход с высоким процентом ошибок.

— Риск такой есть, но, на мой взгляд, постановление должно оформляться только в случае, когда правонарушение не вызывает сомнений. Придётся также думать над сервисом, который позволит просматривать видео своих нарушений, — считает Дмитрий Ларионов.

Ряд нарушений в принципе относится к очень спорным, например, в России до сих пор нет единой и чёткой трактовки того, что считается непропуском пешехода на переходе — водителям выписывают штрафы, даже если пешеход находился в десятках метрах от проехавшей машины.

— МВД до сих пор не разработало стандарт на фиксацию этого нарушения стационарными камерами, — говорит Юрий Панченко. — В случае со смартфонами и регистраторами споров будет ещё больше.

Дмитрий Ларионов видит также сложности в создании устойчивого ко взломам программного обеспечения:

— Требования сформулированы понятно, но всё же их нужно дополнять. Подделать видео можно несколькими способами, в том числе с помощью специальных программ, которые заставляют смартфон «думать», будто он снимает новое видео, хотя на самом деле записывает подготовленный ранее ролик с монтажом. Способы предотвращения таких подлогов есть, но они усложняют программы.

Судя по нынешнему настрою депутатов, законопроект доведут до принятия уже этой весной, но заработает он в лучшем случае в конце года. И, вероятно, на первых порах нас ждёт период проб и ошибок, как было и в случае с камерами фотовидеофиксации.

Поддерживаете ли вы законопроект о «Народном инспекторе»?

  • Да, стопроцентно
  • Принцип правильный, но есть вопросы к реализации
  • Нет, будет слишком много ошибок и споров
  • Нет, это противоречит традициям российских автомобилистов

Первые обсуждения законопроекта о «народном инспекторе» прошли ещё два года назад. За это время он стал значительно конкретнее и реалистичнее.

Источник: https://v1.ru/text/auto/65937881

Нарушителей ПДД будут штрафовать на основе фото и видео от граждан

У обычных россиян появится возможность лично поучаствовать в борьбе с нарушителями на дорогах 

Андрей Гордеев / Ведомости

Госдума приняла в четверг в первом чтении законопроект об использовании фото- и видеоматериалов граждан для наказания за нарушение Правил дорожного движения (ПДД). Согласно законопроекту, внесенному правительством еще в октябре 2017 г., постановления об административных наказаниях можно будет выносить на основе присланных фото и видео без составления протокола.

Для этого свидетели нарушения должны зарегистрироваться в специальной государственной информационной системе и скачать соответствующее приложение.

Фиксировать таким способом граждане смогут, например, нарушение правил проезда через железнодорожный переезд, проезд на красный свет, выезд на встречную полосу, непропуск машин со спецсигналами, нарушение правил остановки и стоянки.

Правительство должно обеспечить создание приложений и других программ, необходимых для работы нового закона.

Пресс-служба Минкомсвязи еще до внесения проекта в Думу сообщала «Ведомостям», что в ведомстве уже проведена вся необходимая работа по подготовке мобильного приложения, готов проект техзадания, а министерство «готово заключить контракт на приложение незамедлительно после получения правовых оснований, т. е.

после внесения необходимых изменений в законодательство». На приобретение серверного оборудования и услуг связи предполагается потратить из бюджета 2,699 млрд руб. в течение трех лет, говорится в финансово-экономическом обосновании.

Как заметил, выступая в Думе, статс-секретарь МВД Игорь Зубов, «практика привлечения граждан к фиксации нарушения ПДД их личными мобильными устройствами широко применяется за рубежом», а в России эксперимент по такой фиксации был успешно проведен в Москве и Татарстане.

Обратите внимание

Документ дает правовое основание для создания специальной программы и ее применения законопослушными водителями, считает депутат Госдумы Вячеслав Лысаков: «Они и сейчас могут зафиксировать нарушение, написать заявление, приложить видео и отправить в ГАИ, которое составляет протокол и приглашает нарушителя.

Спецпрограмма позволит делать это в упрощенной форме. Максимальная эффективность будет, если получится технически использовать видеорегистраторы автомобилей – только тогда мы добьемся мотивации для незаконопослушных водителей вести себя корректно».

Часть нарушений, включенных в законопроект, – например, проезд на красный свет – предусматривает лишение водительских прав, но в данном случае такое наказание применяться не будет, подчеркивает депутат: «высшая мера» возможна только в случае, если правонарушение зафиксировано инспектором ГИБДД, а по видеосигналам граждан водителей будут только штрафовать. Лысаков также считает важным, что для реализации закона будет создано защищенное программное обеспечение: «В законодательстве предусмотрена ответственность, если нарушение зафиксировано средствами автоматической фото- и видеофиксации. А в «Помощнике» в Москве и в «Народном инспекторе» в Татарстане фиксация происходит в ручном режиме, поэтому я считаю, что эти приложения сейчас работают незаконно».

Смысл проекта в том, что к фиксации нарушений подключаются граждане, говорит координатор «Общества синих ведерок» Петр Шкуматов: «Раньше это тоже было возможно, но нарушителей, по сути, не привлекали – максимум присылали повестки, чтобы человек пришел на группу разбора, а люди их игнорировали».

Сейчас же штрафы будут выписываться в автоматическом режиме, отмечает эксперт: «Как бы кто ни критиковал подобные приложения, мы понимаем, что есть люди, нагло нарушающие ПДД, а возможность быть обнаруженным в любой момент будет остужать горячие головы».

Но все зависит от того, как система будет работать, оговаривается Шкуматов: «В Москве в ходе эксперимента ограничились только парковкой, и полезное приложение превратилось в раздражающий фактор.

Люди всю жизнь парковались в каком-то месте, формально нарушали, но никому не мешали – и тут пришли тинейджеры с фотоаппаратами и все это засняли». Если же речь будет идти о грубых нарушениях, то это приведет к увеличению порядка, считает он.

Источник: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2019/02/07/793605-narushitelei-pdd

Правительство одобрило законопроект о «народном инспекторе»

07.10.2017 13:38

Правительство одобрило законопроект о появлении на российских дорогах «народных инспекторов», чьи видеозаписи дорожных нарушений позволят привлекать к ответственности нарушителей ПДД.

Специальное мобильное приложение должно появиться в следующем году после обкатки.

Таким образом, власти распространят на всю страну опыт Москвы и Татарстана, где подобная форма контроля на дорогах успешно действует несколько лет.

Уже через год видеозаписи нарушений ПДД, сделанные гражданами, будут приниматься в качестве официального доказательства — штрафы будут выписываться без составления протокола. Соответствующий законопроект, вносящий поправки в административный кодекс, в четверг, 5 октября, ожидаемо был одобрен на заседании правительства РФ.

 Чтобы отправить запись с нарушением ПДД, гражданину нужно будет иметь аккаунт на «Госуслугах». На видеозаписывающем устройстве должно быть установлено специальное приложение, которое можно будет скачать бесплатно. По замыслу властей, это поможет исключить привлечение к ответственности невиновных с помощью монтажа, который возможен при обычной видеосъемке на мобильный телефон.

После того, как видеозапись будет загружена на сайт, ее в автоматическом режиме отправят в ГИБДД с определением геолокации и времени нарушения.

Заработает новый механизм привлечения нарушителей к ответственности, как обещают в правительстве, уже через год.

С помощью «народного инспектора можно будет фиксировать основные наиболее опасные нарушения – такие, как выезд на встречную полосу движения, проезд на красный свет светофора, непропуск пешеходов на пешеходном переходе, агрессивное вождение, нарушения при пересечении ж/д переездов».

Важно

В будущем этот список может быть расширен. «Это давно ожидаемое решение. Еще 5 лет назад были попытки внедрить нечто подобное. На сайте ГИБДД даже есть раздел, который позволяет прислать фотографии нарушений, и по ним иногда принимаются решения. Но до сих пор нужно было обязательно явиться лично и написать заявление.

Мы ожидаем, что этот сервис будет очень востребован гражданами, они поймут, что это направлено на защиту их прав», — прокомментировал решение правительства глава межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов.

«Народный инспектор» с конца 2014 года успешно работает в Татарстане — правда, там им пользуются в основном жители крупных городов. По итогам 2016 года водителям из Татарстана с помощью «Народного инспектора» выписали штрафы на 49 млн рублей.

В местном министерстве информатизации и связи отмечали, что чаще всего граждане шлют видеоматериалы со статическими нарушениями — стоянкой под запрещающими знаками и в неположенном месте, в том числе на газонах.

Всего за прошлый год жители Татарстана отправили 46 тысяч заявок.

Еще один пилотный регион — Москва. С 2015 года в столице работает похожее по функционалу приложение «Помощник Москвы», которое уже скачали около 200 тысяч человек. В 2016-м году столичные власти отчитывались, что с его помощью выписано штрафов на 110 млн рублей.

При этом столичные власти придумали систему стимулирования для активных пользователей — за каждое присланное нарушение граждане получают баллы, которые можно потратить с помощью приложения «Активный гражданин».

Механизм привлечения к ответственности нарушителя с помощью видеозаписи формально уже существует в ГИБДД, но сейчас он сопровождается рядом неудобств.

После того, как очевидец нарушения заполнит заявление на сайте Госавтоинспекции и приложит к нему видеозапись, сотрудники ГИБДД должны вызвать нарушителя в отдел, где тот должен дать объяснения.

При этом правонарушитель имеет право запросить материалы дела, а значит, легко может узнать и имя заявителя, что вкупе со сложностью процедуры отпугивает многих граждан.

Источник: http://avtosreda.ru/news-common/Pravitelstvoodobrilozakonoproektonarodnominspektore/

Закон о «народном инспекторе» — в чём опасность для перевозчика?

Госдума начала рассматривать законопроект, разрешающий гражданам фиксировать нарушения ПДД при помощи камер с личных смартфонов. Если закон примут, в 2019 году любительская фото и видеосъёмка пешеходов станет реальным доказательством вины водителя в нарушении транспортного законодательства.

По сути, каждый россиянин получит возможность стать «народным инспектором» — то есть человеком, который сможет в самое неожиданное время в самом неожиданном месте докладывать ГИБДД о правонарушениях автомобилиста.  Редакция «TLnews» решила рассмотреть, может ли закон о «народном инспекторе» добавить проблем в работу грузоперевозчиков.

Как будет работать «народный инспектор»?

Госдума собирается принять поправки к статье 1.5 КоАП РФ. Согласно нововведениям, россияне начнут привлекать нарушителей ПДД к ответственности с помощью собственных смартфонов.

Читайте также:  Сколько должен работать двигатель на промывочном масле

Теперь в качестве доказательства вины водителя будут считаться не только данные дорожных фото и видеофиксаторов, но и съёмка  граждан, сделанная на базе специального мобильного приложения.

Впоследствии информация, предоставленная гражданами, будет обработана представителями государственных ведомств. Если госорганы признают факт нарушения водителя, автовладельцу  отправят уведомление о штрафе.

Совет

Все нарушения ПДД  с помощью «народного инспектора» зафиксировать не получится. Статья 2.6 КоАП  определит только 18 нарушений, которые смогут зафиксировать пешеходы.

В этот список попадут переезд железнодорожных путей в неположенном месте, проезд на красный свет, отказ уступить дорогу пешеходу, игнорирование дорожных знаков и другое.

Граждане смогут, например, записывать на видео грузовик, паркующийся на стоянке для инвалидов, или автомобиль, проезжающий на красный сигнал светофора.

Какие проблемы ждут перевозчика при новом законе?

Безусловно, новое законодательство усилит контроль за перевозчиками. Теперь за автомобилями будут следить не только сотрудники ГИБДД: любой человек сможет оповещать транспортные ведомства о нарушениях водителей. Но если автомобиль проехал на красный свет, и это правонарушение зафиксировал пешеход, то тут уже, как говорится, получай по заслугам.

  Действительно проблематичной станет ситуация с подделками фото и видеодоказательств из чувства неприязни со стороны «народного инспектора». Он, например, сможет подобрать особый ракурс съёмки, который позволит создать впечатление того, что автомобилист нарушает правила дорожного движения.

Непонятно, какие меры предпримет Госдума для борьбы с подобными инцидентами.

Неизвестно также, как будут транспортные ведомства обрабатывать полученный материал от граждан. Уже сейчас пользователи приложений «Помощник Москвы» и «Народный инспектор» — сервисы действуют только в Москве и Казани —  жалуются на то, что идентичные материалы в одном случае принимаются службами за нарушение, а в другом нет.

Ещё один спорный вопрос касается уже удобства работы самих «инспекторов». Разные модели смартфонов по-разному определяют геолокацию автомобилей-нарушителей. В большинстве случаев расхождение является незначительным — всего несколько метров. Однако в случае с «народным инспектором» эти метры могут стать решающими.

Геолокация показывает, где находится «инспектор» и определяет круг нарушений, на которые он может пожаловаться. Например, инспектор хочет пожаловаться на парковку автомобиля под знаком «стоянка запрещена». А геолокация определяет, что «инспектор» находится чуть дальше от настоящего места.

В этом случае у пользователя пропадает шанс зафиксировать нарушение.

Что известно о работе приложения для «инспекторов»?

Приложением смогут пользоваться не все. Доступ к нему получат граждане, зарегистрированные на портале госуслуг. Наказавший водителя пешеход за каждый штраф будет получать поощрения. Бонусы в Москве, например, можно будет конвертировать в пополнение столичной карты «Тройка».

Запуск самого проекта «народный инспектор» уже оценивается в 2,7 млрд. рублей. Деньги на реализацию пойдут из государственного бюджета. «Ростелеком» должен будет разработать мобильное приложение в сжатые сроки — начало работы предполагается на 2019 год.

Редакция «TLnews» напоминает, что похожие приложения под названиями «Помощник Москвы» и «Народный инспектор» уже работают в Москве и Казани. В приложения можно отправлять сообщения с видеоматериалами нарушения и получать информацию о рассмотрении дела.

Однако приложения получили много негативных отзывов — часто пользователям не доступна информация о геолокации транспорта и собственного местонахождения. Можно предположить, что, если закон примут, приложения пройдут значительную доработку.

Либо будет создана полностью новая платформа для фиксации правонарушений на дорогах.

Источник: https://tlnews.pro/reviews/2018/07/zakon-o-narodnom-inspektore-v-chjom-opasnost-dlja-perevozchika/

Народный инспектор: как россияне зарабатывают на хамстве водителей

Зафиксировать нарушение правил дорожного движения и проинформировать об этом полицию вот уже несколько лет может каждый владелец смартфона.

Для одних это интересная игра, для других – способ навести порядок во дворе дома без скандала и мордобоя, для третьих – возможность получить бесплатный билет в театр или музей и даже пополнить счет мобильного телефона.

Официальные приложения пока действуют лишь в нескольких регионах, но Госдума рассматривает законопроект, который позволит гражданам «стучать» на нарушителей ПДД по всей России. РИА Новости выяснило, как обычный человек может превратиться в автоинспектора и почему проявление гражданской ответственности иногда смертельно опасно для жизни. 

Обратите внимание

Республика Татарстан стала первым регионом России, запустившим в 2014 году приложение для борьбы с нарушителями ПДД. Для программы было выбрано, пожалуй, самое логичное название из всех возможных: «Народный инспектор».

С его помощью пользователи могут направить в соответствующие службы видеосвидетельства о нарушениях правил, об административных правонарушениях в области благоустройства территории (в части парковки и хранения транспортных средств) и видеосвидетельства о нарушениях в сфере экологии.

 Пользователем может стать каждый, кто зарегистрирован на портале uslugi.tatarstan.ru.

Функционал «Народного инспектора» значительно превосходит все другие аналоги: можно сообщить о парковках на тротуарах, местах для инвалидов и в «зеленой» зоне, о непропуске пешехода, движении по автобусной, встречной или разделительной полосе, тротуару, обочине, остановке или стоянке под запрещающим знаком, повороте налево под запрещающий знак, выезде за стоп-линию, проезде на красный свет, сбросе отходов и даже безлицензионном недропользовании. 

С июня 2017 года жители Татарстана получили возможность фиксировать использование водителями телефона во время движения, однако пока количество таких сообщений едва превышает пару сотен.

«В основном нарушения фиксируются пассажирами, проезжающими на автомобилях, из окон бокового и заднего вида, а также из общественного транспорта», – рассказали в пресс-службе Министерства информатизации и связи Республики Татарстан. До конца года планируется ввести еще две новые категории: наезд на препятствие и езду с не пристегнутыми ремнями безопасности.

 По данным Министерства информатизации и связи Республики Татарстан, «Народный инспектор» уже скачали 105 тысяч раз. За три года существования приложения было передано 135 750 сообщений о нарушениях, положительное решение принято в более чем 100 тысячах случаев.

Жалобы рассматривают три ведомства: УГИБДД республики, Административно-техническая инспекция (АТИ) и Минэкологии. Последнее ведомство за время существования приложения из 121 поступившей к нему жалобы отклонила все, кроме трех, которые сейчас находятся на рассмотрении.

 «У Минэкологии РТ только две категории в мобильном приложении: сброс мусора с автомобилей в местах, не предназначенных для этого, и безлицензионное недропользование, то есть добыча полезных ископаемых без лицензии, – сообщили в пресс-службе Министерства информатизации и связи.

 – Категории Минэкологии РТ в «Народном инспекторе» появились сравнительно недавно, и большинство заявок в них тестовые, которые, к сожалению, из системы никак не вычленишь. Три заявки прошли модерацию и находятся на рассмотрении в Минэкологии РТ. Эти категории не пользуются популярностью у населения, поэтому заявок было очень мало. В республике также действует дублирующая система «Народный контроль», где рассматриваются вопросы благоустройства, а также довольно обширно представлены вопросы экологии».

Прокаченные и с призами

В августе 2015 года столичное правительство запустило приложение «Помощник Москвы» (ПМ). За два года его скачали порядка 200 тысяч пользователей операционных систем iOS и Android, по сообщениям которых вынесено более полумиллиона штрафов. Для «охоты» на нарушителей нужно иметь действующую регистрацию на портале госуслуг mos.

Важно

ru и смартфон с GPS/ГЛОНАСС-приемником и камерой разрешением не менее пяти мегапикселей. Разработчики ПМ придумали сразу несколько способов для привлечения внимания пользователей.

Обладатель приложения может «прокачивать» свой уровень в рейтингах, получать виртуальные награды и накапливать баллы, которые учитываются в системе «Активный гражданин» и обмениваются на реальные призы: футболки, кружки, рюкзаки, билеты в музеи, аудиокниги и прочее.

Пока «Помощник Москвы» позволяет фиксировать семь видов нарушений: стоянку на газонах, тротуарах, пешеходных переходах, велосипедной полосе, под запрещающими знаками и неоплату парковки.

В зависимости от вида нарушения жалоба отправляется в ГКУ «Администратор Московского парковочного пространства», Московскую административную дорожную инспекцию или ГИБДД. Для фиксации нарушения нужно проделать несколько операций: распознать номер автомобиля, сделать несколько фотографий и снять короткое видео.

В случае успеха владелец машины будет оштрафован. Ждать решения придется от суток до нескольких недель. По словам разработчиков, сфальсифицировать данные в «Помощнике Москвы» практически невозможно. Фиксировать нарушения во дворах не получится – приложение работает только в определенных зонах города.

 Чтобы получить виртуальную награду, нужно выполнить определенные действия. Например, «Караул Кремля» дают за пять выписанных штрафов в районе Московского кремля. «Рыбное место» получает тот, кто умудрился «оформить» 30 штрафов подряд в одном и том же месте за три часа.

«Счастливый номер» выдается за «поимку» автомобиля с тремя одинаковыми буквами или цифрами на регистрационном знаке. Что движет каждым конкретным пользователем – жажда наживы, славы или проявление гражданского сознательности – известно только им самим, но на пути к цели помощники Москвы иногда сталкиваются с реальными опасностями. Так, по словам пользователя Telegram-канала «Помощника Москвы» с ником Ivan Loginov, недовольная фиксацией нарушения женщина сначала отчитывала его неприличными словами, а затем попыталась сбить на пешеходном переходе. 

Однако даже такие трудности не останавливают некоторых рьяных борцов с нарушителями. Согласно рейтингу приложения, абсолютным лидером стал человек с ником «Навальный – нары 2018», оформивший за все время существования программы 4,9 тысячи штрафов.

Его «клиентами» чаще всего становились водители, припарковавшие машину в зоне действия знака «Остановка запрещена». Самым «штрафуемым» районом Москвы в ноябре оказались Кузьминки. Приложение возбуждает в пользователях не только чувство социальной ответственности и жажду первенства.

Совет

Многие хотят получать за свои услуги процент с «прибыли». «Сделайте монетизацию штрафов.

Четыре процента от суммы не оставят государство без куска хлеба, но выведут на улицы такое количество добровольных инспекторов, что нарушители исчезнут как класс за пару месяцев», – пишет в отзывах о ПМ пользователь Иван Иванов. 

Самое дорогое нарушение в столице – парковка на газоне, штраф за которую для физических лиц составляет пять тысяч рублей, для юридических – 300 тысяч рублей.

В 2017 году с помощью «Помощника Москвы» выявлено 53 860 случаев порчи газона, причем 90% (48 342) из них зафиксировано пользователями ПМ и только 10% (5518) – сотрудниками Московской административной дорожной инспекции.

Даже если предположить, что все машины принадлежали физическим лицам, граждане пополнили бюджет столицы минимум на 240 миллионов рублей. Четыре процента отчислений действительно могли бы создать многотысячную армию борцов с нарушителями, и в одном из регионов России с такими людьми уже готовы делиться.

Деньги на мобильный

Московская область запустила собственный сервис борьбы с нарушителями ПДД в начале октября этого года. Над названием долго не думали – заимствовали татарское «Народный инспектор».

Однако подмосковный НИ вышел не как отдельное приложение, а как одна из функций областной электронной системы «Добродел», созданной для улучшения качества обслуживания населения. В результате все пользователи «Добродела» при очередном обновлении автоматически получили возможность доносить на водителей.

Принцип работы все тот же: требуется обязательная регистрация на сайте госуслуг Подмосковья, но набор функций пока самый скудный – только нарушения парковки на газонах, детских площадках, тротуарах и пешеходных переходах.

Обратите внимание

Как и два предыдущих приложения, «Народный инспектор» Московской области не позволяет фальсифицировать данные, но при этом требует обязательной идентификации личности. Более того, заявителя могут вызвать в ГИБДД для дачи дополнительных показаний, а это, как правило, отпугивает людей. 

Зато манят деньги! Ведь только «Добродел» позволяет реально заработать на нарушителях. Почти реально. Например, каждому заснявшему выброс мусора из автомобиля обещают по 100 рублей на счет мобильного телефона. 

В масштабах страны

«Помощник Москвы» действует только на территории столицы, «Народный инспектор» – только в Татарстане, а «Добродел» – в пределах Московской области. В начале октября правительство одобрило законопроект, который позволит каждому владельцу смартфона сообщить о нарушении ПДД водителями транспортных средств.

 Документ предлагает внести в Кодекс об административных правонарушениях поправки, которые позволят привлекать к ответственности нарушителей без составления протокола только на основании данных с видеорегистраторов и смартфонов.

Для того чтобы стать «народным инспектором», придется скачать приложение и авторизоваться в нем через Единый портал госуслуг. Программа самостоятельно зафиксирует время и место нарушения, а также направит видео в соответствующие органы.

«Нельзя говорить о том, что помощник Москвы и другие подобные приложения действовали незаконно, хотя и правовой базы, которая бы регулировала их действие на федеральном уровне, не было. Скорее, есть некий правовой пробел, как это часто бывает, который и призваны заполнить предложенные изменения.

На практике вряд ли что-то изменится – просто будет унифицирована работа приложения, чтобы не было расхождений в регионах», – утверждает Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры». 

По предварительным данным, приложение, на разработку которого планируется потратить около 2,4 миллиарда рублей бюджетных средств, сможет фиксировать выезд на встречную полосу, проезд на красный сигнал светофора, агрессивное вождение и непропуск пешехода. В дальнейшем список нарушений будет расширяться.

Читайте также:  Как открыть капот опель омега б

 «Идее сообщать о нарушении водителями ПДД уже более века, она зародилась еще задолго до появления электронных писем, – рассказывает Михаил Блинкин, директор института экономики транспорта и транспортной политики НИУ Высшей школы экономики. – Раньше это были телефонные звонки или личный визит в отделение полиции.

Теперь мы делаем все то же самое – сообщаем о нарушениях, только реализуем это иным способом, при помощи цифровых технологий».

В мае 2014 года энтузиасты из Санкт-Петербурга разработали приложение Spot, которое позволяет любому гражданину России сообщать о нарушениях в ГИБДД. Функция реализована просто: формируется заявление, к нему прикладывается фото или видео нарушения и все это отправляется на сайт gibdd.ru.

Важно

В соответствии с законом №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» любое обращение должно быть рассмотрено в течение 30 дней со дня регистрации с возможностью увеличения срока до 60 дней в случае необходимости.

Однако сейчас приложение почти не работает: для системы Android последнее обновление вышло 18 марта 2015 года (на iOS – 6 июня 2015 года), а последний отзыв о Spot был написан год назад.

Источник: http://rtp.expert/news/2339-narodnyi_inspektor_kak_rossiiane_zarabatyvaiut_na_khamstve_voditelei

Законопроект о “Народном инспекторе” поддержал комитет Госдумы

В скором времени российским водителям нужно будет опасаться не только дорожных камер, но и… всех людей со смартфонами в руках. Поймать нарушение ПДД и отправить подтверждающее видео в адрес ГИБДД сможет любой человек с аккаунтом на сайте госуслуг и гаджетом, позволяющим скачать специальное мобильное приложение. Его рабочее название – «Народный инспектор».

Проекту, спустя немало времени, дали ход: сегодня, 4 июля 2018 года, комитет Госдумы по законодательству и госстроительству рекомендовал парламенту принять в первом чтении поправки в КоАП, которые позволят россиянам жаловаться на автомобилистов-нарушителей с помощью нового мобильного сервиса.

Министр внутренних дел России Владимир Колокольцев в ходе интервью «Известиям» рассказал о том, чего ведомство ждёт от законопроекта «Народный инспектор», который сейчас внесён в Госдуму на рассмотрение. Напомним, его…

В частности, изменения коснутся статьи 1.5 Кодекса. В действующей редакции говорится о том, что презумпция невиновности не распространяется на автовладельцев, получивших штраф за пойманное камерой нарушение.

То есть такие собственники ТС обязаны доказывать невиновность в случае, если автомобилем в момент нарушения управлял другой человек, а также в случае, если комплекс фото- и видеофиксации из-за сбоя выписал ошибочное постановление.

Согласно поправкам, этот же принцип надо распространить на случаи наказания автовладельцев за нарушения, снятые обычными гражданами на смартфоны.

Статья 2.6.1 КоАП дополнится списком из 18 составов нарушений ПДД, которые граждане смогут фиксировать с помощью специального мобильного приложения. В их числе: проезд на запрещающий сигнал светофора, отказ уступить дорогу пешеходу, нарушения правил проезда ж/д переездов, невыполнение требований различных дорожных знаков и другие нарушения.

Отметим, сейчас граждане также могут присылать в ГИБДД материалы, подтверждающие факт нарушения водителем ПДД (чаще всего это записи с видеорегистраторов).

Однако для составления протокола автомобилистов-нарушителей приходится вызывать в подразделение ведомства. Эта практика уйдёт в небытие, если законодатели одобрят перечисленные выше поправки в КоАП.

А также, если Минкомсвязи вовремя создаст новое мобильное приложение.

Совет

По данным «Коммерсанта», на разработку сервиса федеральный бюджет выделит 2,7 млрд. руб. (в такую сумму проект оценили в МВД).

Пользоваться новым мобильным приложением смогут только те граждане, которые зарегистрированы на сайте госуслуг, соответствующее указание также внесут в КоАП.

Точные сроки окончания работ по созданию сервиса власти пока не называют, предположительно, оно станет доступным для скачивания не раньше 2019 года.

Источник: https://news-ria.ru/avto/zakonoproekt-o-narodnom-inspektore-p

Водителей снимут по всем правилам

Правительство одобрило законопроект о появлении на российских дорогах «народных инспекторов», чьи видеозаписи дорожных нарушений позволят привлекать к ответственности нарушителей ПДД.

Специальное мобильное приложение должно появиться в следующем году после обкатки.

Таким образом, власти распространят на всю страну опыт Москвы и Татарстана, где подобная форма контроля на дорогах успешно действует несколько лет.

Уже через год видеозаписи нарушений ПДД, сделанные гражданами, будут приниматься в качестве официального доказательства — штрафы будут выписываться без составления протокола. Соответствующий законопроект, вносящий поправки в административный кодекс, в четверг, 5 октября, ожидаемо был одобрен на заседании правительства РФ.

«Далее законопроект рассмотрит Государственная дума, а после принятия закона правительство приступит к разработке необходимых дополнительных решений», — сообщил по итогам заседания министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

При этом авторам видеороликов не удастся сохранить анонимность — им придется предоставлять свои данные. Чтобы отправить запись с нарушением ПДД, гражданину нужно будет иметь аккаунт на «Госуслугах».

На видеозаписывающем устройстве должно быть установлено специальное приложение, которое можно будет скачать бесплатно.

По замыслу властей, это поможет исключить привлечение к ответственности невиновных с помощью монтажа, который возможен при обычной видеосъемке на мобильный телефон.

После того, как видеозапись будет загружена на сайт, ее в автоматическом режиме отправят в ГИБДД с определением геолокации и времени нарушения.

Внедрение механизма «народного инспектора» потребует серьезных финансовых затрат, часть из которых будет покрыта за счет выписанных штрафов.

«Для того, чтобы «народный инспектор» действительно начал работать, необходимо обеспечить соответствующую инфраструктуру. Во-первых, создать и оттестировать мобильное приложение. Во-вторых, развернуть инфраструктуру портала государственных услуг.

Со стороны правительства планируется потратить за 3 года более 2,5 млрд рублей на создание этой инфраструктуры. Но с учетом того, что «народный инспектор» будет, в том числе помогать, собирать штрафы, это частично компенсирует затраты правительства», — заявил Абызов.

Заработает новый механизм привлечения нарушителей к ответственности, как обещают в правительстве, уже через год.

Обратите внимание

По словам министра, с помощью «народного инспектора можно будет фиксировать основные наиболее опасные нарушения, такие как выезд на встречную полосу движения, проезд на красный свет светофора, непропуск пешеходов на пешеходном переходе, агрессивное вождение, нарушения при пересечении ж/д переездов». В будущем этот список может быть расширен.

Обжаловать штрафы можно будет в том же порядке, в котором сейчас обжалуются нарушения, зафиксированные камерами фото и видеофиксации.

В свою очередь, замминистра связи Алексей Козырев на днях отметил, что «работа над приложением предполагает также внесение поправок в нормативно-правовую базу.

Соответствующие поправки будут касаться возможности использования полученных от граждан данных, на основе которых могут быть приняты решения о нарушениях.

Также будет доработан механизм получения юридического согласия граждан с правилами использования сервиса и ответственностью за достоверность предоставляемых данных».

«Это давно ожидаемое решение. Еще 5 лет назад были попытки внедрить нечто подобное. На сайте ГИБДД даже есть раздел, который позволяет прислать фотографии нарушений, и по ним иногда принимаются решения.

Но до сих пор нужно было обязательно явиться лично и написать заявление.

Мы ожидаем, что этот сервис будет очень востребован гражданами, они поймут, что это направлено на защиту их прав», — прокомментировал решение правительства глава межрегионального общественного движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов.

«Народный инспектор» с конца 2014 года успешно работает в Татарстане — пожалуй, самом передовом российском регионе с точки зрения борьбы с нарушителями ПДД.

Правда, там им пользуются в основном только жители крупных городов. По итогам 2016 года, водителям из Татарстана с помощью «Народного инспектора» выписали штрафы на 49 млн рублей.

В местном министерстве информатизации и связи отмечали, что чаще всего граждане шлют видеоматериалы со статическими нарушениями — стоянкой под запрещающими знаками и в неположенном месте, в том числе на газонах.

Всего за прошлый год жители Татарстана отправили 46 тысяч заявок, из которых 4 тысячи было отсеяно из-за некачественного видеоматериала, анонимного авторства или как снятое более 5 дней назад.

Важно

Еще один пилотный регион — Москва. С 2015 года в столице работает похожее по функционалу приложение «Помощник Москвы», которое уже скачали около 200 тысяч человек.

В 2016-м году столичные власти отчитывались, что с его помощью выписано штрафов на 110 млн рублей.

При этом столичные власти придумали систему стимулирования для активных пользователей — за каждое присланное нарушение граждане получают баллы, которые можно потратить с помощью приложения «Активный гражданин».

Механизм привлечения к ответственности нарушителя с помощью видеозаписи формально уже существует в ГИБДД, но сейчас он сопровождается рядом неудобств и, по всей видимости, не оправдывает надежд властей.

После того, как очевидец нарушителя заполнит заявление на сайте Госавтоинспекции и приложит к нему видеозапись, сотрудники ГИБДД должны вызвать нарушителя в отдел, где тот должен дать объяснения.

При этом правонарушитель имеет право запросить материалы дела, а значит, легко может узнать и имя заявителя, что наравне со сложностью процедуры отпугивает многих граждан.

Источник: www.Gazeta.ru

Источник: https://Turboru.ru/blog/pravitelstvo-odobrilo-zakonoproekt-o-narodnom-inspektore

«Народный инспектор» снизит смертность на дорогах

Депутаты внутрифракционной группы Виктора Пинского во вторник обсудили проблемы безопасности дорожного движения с начальником Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ Михаилом Черниковым.

Первый замруководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Виктор Пинский отметил, что сейчас граждане активно пытаются влиять на то, чтобы нарушений правил дорожного движения было меньше, организовываясь в неформальные сообщества, которые сами борются с хамством на дорогах, с неправильной парковкой автомобилей, за соблюдение ПДД.

«И я убежден, что этот потенциал активности, с одной стороны, нужно использовать, с другой — легитимизировать и упорядочить. Закон о «народном инспекторе» вполне в этом тренде. Законопроект уже поступил в Госдуму. Он учитывает потребность общества на справедливость и дает основания гражданам проявлять такого рода активность на законных основаниях», — сказал депутат.

Пинский пояснил, что речь идет о поправках в КоАП, которые вводят норму о статусе нарушений правил дорожного движения, зафиксированных гражданами. По его словам, поправки позволят каждому гражданину активно участвовать в наведении порядка на российских дорогах, просто используя смартфон.

Совет

Всего поправки позволят фиксировать с помощью телефонов и специальной программы девять видов нарушений правил дорожного движения, например, таких опасных, как выезд на полосу встречного движения.

По словам Черникова, для этого граждане должны будут пройти регистрацию на портале «Госуслуги».

«Данные правонарушения будут фиксироваться только гражданами, которые зарегистрированы на портале «Госуслуги», гражданин будет персонифицирован», — обратил внимание он.

Генерал-майор полиции также исключил возможность использования информации о нарушениях ПДД, полученной от граждан, в других целях — для размещения в интернете или шантажа нарушителей. «Весь поток информации пойдет с сервера «Госуслуг» в МВД. Кадры невозможно будет еще где-то разместить и показать, шантажировать с помощью этих материалов тоже невозможно будет», — сказал Черников.

Начальник ГУОБДД отметил, что подобный продукт уже эффективно работает в Москве, и выразил надежду, что технические решения, аналогичные этому, позволят добиться главной цели ГИБДД — снижения смертности на дорогах России.

За последний год в России в ДТП погибли 20 тысяч человек. За последние 5 лет количество погибших на дорогах уменьшилось на четверть — на 7,5 тыс. человек. С активным введением технических средств видеонаблюдения в течение последних пяти лет сохраняется ежегодная тенденция уменьшения количества ДТП со смертельным исходом на 10%.

Источник: https://sluga92.ru/narodnyj-inspektor-snizit-smertnost-na-dorogah/

Ссылка на основную публикацию