Абсолютный ноль: что сулит стратегия безопасности дорожного движения?

Абсолютный ноль: что сулит стратегия безопасности дорожного движения?

В 2016 году на российских дорогах погибло 20,3 тысячи человек. Если население страны округлить до 147 миллионов человек, то получится, что на каждые 100 тысяч человек в авариях потеряно 13,8 человека.

Принятая стратегия безопасности дорожного движения на 2018-2024 годы предполагает, что через шесть лет в России этот показатель снизится до четырех человек на 100 тысяч (или не более 6000 смертей в год).

А к 2030-му он вовсе должен стать нулевым!

Реально ли это? С одной стороны, динамика положительная: при росте автопарка количество погибших и пострадавших в ДТП планомерно снижается. Десять лет назад смертей было на 50% больше, чем сейчас. Но этим позитив и исчерпывается.

Обратите внимание

Частично на снижение числа пострадавших работает обновление автомобилей. Запущенная еще в прошлый кризис программа утилизации свое дело сделала: от древних машин избавились многие россияне.

И даже самая простая «Лада Гранта» с одной подушкой безопасности и ABS не идет ни в какое сравнение со старыми гнилыми «Жигулями».

С безопасностью на дорогах в России по-прежнему беда. В изобилии поставляют погибших страшные лобовые аварии на трассах и быстрых городских проспектах. Определенная работа ведется, но ее недостаточно.

Во-первых, наиболее заметна она в столичном регионе и некоторых других, а где-то никаких действий власти и ГИБДД не предпринимают. Далеко ходить за примером не нужно.

На столичном Кутузовском проспекте ежегодно происходит не одно серьезное ДТП, однако отбойник там не появится, наверное никогда: удобство чиновничьего проезда важнее жизней простых смертных.

Во-вторых, чаще всего на разделительной ставят дешевые тросовые отбойники, которые далеко не так эффективны, как бетонные или железные. В-третьих, львиная доля российских трасс имеют по одной полосе для движения в каждую сторону. А это означает, что отбойник на них не поставишь в принципе: необходимо место для обгона.

Некоторые европейские страны тоже ставят задачу свести количество погибших к нулю. Но у них-то уже все в порядке с асфальтом, разметкой, освещением, культурой вождения, качеством и скоростью оказания медицинской помощи.

И добиваться нулевого уровня они станут с помощью автопилота и машин, в которых уже сегодня есть как минимум шесть подушек безопасности и система стабилизации.

Мы со своим стремлением к тому же результату выглядим на их фоне просто смешно.

Важно

Документ называет автомобили старше 10 лет «не отвечающими современным требованиям безопасности». Заметим, иномарки того периода уже, как правило, оснащались широким перечнем средств активной и пассивной безопасности.

А на нашем рынке и сегодня львиная доля продаж приходится на машины с одним-двумя эйрбегами.

Несмотря на это следует ожидать, что возрастным автомобилям все же «закрутят гайки» – повышенными налогами, запретами на въезд в определенные зоны по экологическому признаку и иными методами.

В очередной раз говорится об очевидном – отсутствии контроля за техническим состоянием машин. Систему техосмотра недавно уже реформировали, передав в ведение страховых компаний.

Они обрадовались новой возможности заработать, и денежный поток просто перешел в другие карманы. А вот безопасности не прибавилось. Куда повернет техосмотр в ближайшие годы, пока неясно. Как минимум, появится система видеоконтроля процедуры.

Но что-то нам подсказывает, что и она не возымеет должного эффекта.

О модернизации дорог в документе тоже упоминается. Но – только малозатратными средствами. Иными словами, бороться с очагами аварийности станут разметкой, дорожными знаками и локальными работами. Предлагается также отойти от абсурдной практики нештрафуемого превышения скорости на 20 км/ч. Это, конечно, чрезмерная поблажка, из-за которой фактическая скорость потока в городе достигает 80 км/ч.

Как мы уже писали, в структуре ГИБДД сокращают 10 000 должностей. Автоинспекторов на дорогах заменяет автоматика – камеры и радары. С одной стороны, можно порадоваться: они неподкупны и непредвзяты.

Но в то же время они могут выявлять далеко не все виды нарушений, и даже в Москве они стоят далеко не на каждом перекрестке. Значит, часть нарушителей останется безнаказанной.

Совет

А это опасно! К примеру, мизерные шансы встретить патруль наверняка оценят любители ездить «под хмельком».

В стратегии не прописаны конкретные меры, но и без этого очевидно, что штрафы, налоги и прочие финансовые рычаги воздействия будут использоваться активнее.

Это позволит уменьшить количество желающих сесть за руль (наряду, кстати, и с ужесточением процедуры получения прав).

Тут никаких откровений: российские законотворцы предпочитают что-нибудь запретить, усилить наказание, а не бороться с причинами нарушений и трагедий.

И, конечно, не обойдется без пропаганды. Предполагается прививать культуру соблюдения ПДД, формировать положительный облик автоинспекторов. Но качественный контент под эти задачи сделать нелегко, равно как и добиться цели. Поэтому пропаганда у нас повернет в другое русло.

Водителей и пешеходов активно приучают «стучать» на нарушителей. Для этих целей скоро появится новое мобильное приложение в довесок к уже существующим. Результат – пополнение бюджета штрафами и ненависть друг к другу в обществе.

И первое для чиновников перевешивает минусы второго.

Источник: http://CarClub.ru/articles/social/absolyutnyj_nol_chto_sulit_strategiya_bezopasnosti_dorozhnogo_dvizheniya.html

Медведев утвердил план по снижению смертности от ДТП до нулевой :: Политика :: РБК

Однако в самой стратегии про беспилотный транспорт нет ни слова. Зато большое внимание уделено анализу статистики ДТП и проблемам, которые их вызывают.

Пешеходы и водители-новички

Основные виды ДТП в России — столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов. В общей сложности на них приходится более 70% всех происшествий и пострадавших в них, следует из приведенных в стратегии данных.

Эксперты правительства подсчитали, что ежегодные экономические потери России от ДТП составляют около 2% ВВП и сопоставимы в абсолютных показателях с валовым региональным продуктом Краснодарского края или Республики Татарстан.

Для того чтобы стратегическая цель по снижению смертности на дорогах стала реализуемой, правительство выделило группы проблем, над решением которых предстоит плотно работать ведомственным экспертам и региональным властям.

Обратите внимание

В группе риска — водители-новички, получившие права менее двух лет назад. В 2016 году из-за нарушений ПДД такими водителями совершено каждое 13-е дорожно-транспортное происшествие (7,9% от всех ДТП). Увеличилось в 1,8 раза число ДТП с участием нетрезвых водителей, решению этой проблемы будет уделяться особое внимание.

Самая уязвимая группа участников дорожного движения — пешеходы. За десять лет под колесами автомобилей в России погибли 86,4 тыс. человек и более 600 тыс.

человек получили ранения, поэтому правительство выделило эту проблему в отдельный блок. В 2016 году 30,8% от общего количества ДТП было связано с наездами на людей.

«При этом наезд на пешехода характеризуется особенно высокой тяжестью последствий (11 погибших на 100 пострадавших)», — говорится в документе.

Для того чтобы достигнуть заявленных показателей по снижению смертности, необходимо изменить поведение участников дорожного движения, выработав у них «безусловное соблюдение норм и правил дорожного движения», усовершенствовать дорожную инфраструктуру, упростив участникам дорожного движения выполнение правил ПДД, усовершенствовать организационно-правовые механизмы допуска водителей-новичков, считают в правительстве.

Кроме того, документ ставит целью улучшить помощь пострадавшим в ДТП и межведомственное взаимодействие различных спасательных служб при получении сигнала о возникновении дорожно-транспортного происшествия и непосредственно на месте ДТП.

Для достижения стратегических целей правительство поручило МВД разработать меры по реализации стратегии и рекомендовало всем органам государственной власти в регионах России руководствоваться документом при решении задач в области безопасности ПДД.

​Стратегию планируется реализовать в два этапа. Первый этап, подготовительный, должен завершиться к 2020 году. Срок реализации второго этапа — 2021–2024 годы.

Первый зампред комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, председатель движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков назвал утвержденный Медведевым план по снижению смертности от ДТП до нулевой «абсолютно голой, ничем не подтвержденной декларацией». «То, что сейчас заявлено, — все это правильно, но это голая декларация. Даже отталкиваясь от сокращения личного состава ГАИ, могу сказать, что идеи, которые озвучены, в случае разработки МВД будут невыполнимы. Потому что одна из проблем пресечения злостных нарушений правил дорожного движения — это то, что пресечения могут выполняться только офицерами Госавтоинспекции, которых сейчас на дорогах практически не осталось. Кто будет останавливать и пресекать грубые нарушения? Камера только фиксирует нарушения», — отметил Лысаков.

По его мнению, законопослушное поведение необходимо формировать с детства. «С детского сада, со школы необходимо внедрять программы уважения к своей и чужой жизни, законопослушание, правила дорожного движения. Все это требует серьезных изменений в школьной программе», — отметил Лысаков.

Важно

Также, по его мнению, нужно вводить «систему отбора претендентов на водительское удостоверение с помощью специальных психофизиологических тестов». «Эти тесты позволяют определить группу риска, людей агрессивных, немотивированно возбуждаемых, незаконопослушных, но крайне опасных для всех участников дорожного движения.

Таких всего порядка 6–7% процентов. Но это достаточно серьезная цифра», — добавил он.

Высокий уровень смертности в России связан с отсталостью дорожно-транспортной инфраструктуры, заявил РБК координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов. «Половина погибших — это люди, которые погибли из-за отсутствия элементарных вещей: отбойников, светофоров, дорожек и т.д.

То есть банальных элементов дорожно-транспортной инфраструктуры, которые настолько примитивны, что мне даже о них стыдно говорить.

Если бы отбойники были на трассах, то тяжесть последствий ДТП была бы гораздо меньше, потому что отбойник предотвращает самые страшные встречные столкновения», — отметил он.

По мнению Шкуматова, устаревший автопарк также является одной из причин смертности на дорогах. «Современные автомобили, как правило, гораздо безопаснее, чем автомобили производства 20-летней давности, не говоря об автомобилях «ВАЗ-2106».

Никто не заморачивается темой обновления [автопарка], например утилизацией морально устаревших машин c точки зрения безопасности», — добавил он. Шкуматов считает, что достичь нулевой смертности на дорогах не получится, даже если запретить все автомобили.

«Некий естественный уровень аварийности и несчастных случаев, он всегда будет, вне зависимости от каких-то регулирующих мер», — добавил он.

Правила дорожного движения «написаны кровью», сказал в беседе с РБК директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников. По его словам, ежегодно в авариях на дорогах гибнут около 20 тыс. россиян.

«[Достижение нулевой смертности] весьма амбициозная, но достижимая задача, ведь еще десять лет назад эта цифра была порядка 36 тыс. человек», — отметил специалист. «85% гибнут из-за собственных необдуманных действий.

В основном это молодые люди, экономическое ядро государства», — подчеркнул Мельников.

Повышать культуру вождения, по мнению Мельникова, нужно «не в формате назидания», а с помощью социальной рекламы, программ на радио и телевидении, тренингов в школах и соцучреждениях.

Авторы: Наталья Демченко, Екатерина Костина, Ольга Агеева

Источник: https://www.rbc.ru/politics/22/01/2018/5a65d2389a79477b6e8e919e

Правительство утвердило стратегию «нулевой смертности» на дорогах – МК

Эксперты разделились в своих оценках

22.01.2018 в 21:19, просмотров: 4051

Ноль погибших в ДТП к 2030 году – такой фантастический сценарий обещает превратить в реальность Кабмин. Дмитрий Медведев подписал новую Стратегию безопасности дорожного движения на 2018-2024 годы. Планы в документе расписаны поистине наполеоновские.

Это и неотвратимость наказаний для нарушителей ПДД, и новые сверкающие свежим асфальтом улично-дорожные сети. Но главное – водители должны перестать гибнуть в искореженных от удара машинах.

Читайте также:  Mitsubishi lancer x ralliart характеристики

А пешеходам чиновники обещают создать такие условия, что даже если очень хочется перейти дорогу в неположенном месте, – не получится.

Совет

Главная идея новой стратегии – это так называемая политика нулевой терпимости к смертности на дорогах. Правда, к абсолютному нулю авторы документа планируют прийти лишь к 2030 году. А программа максимум на 2024 – не более четырех погибших на 100 тысяч населения.

«Основные показатели аварийности за последние годы имеют тенденцию к сокращению, что в целом соответствует мировому опыту адаптации стран к условиям растущей автомобилизации населения. Вместе с тем отечественные показатели существенно отстают от европейских», – сказано в документе.

При этом авторы стратегии признают, что до европейских стандартов безопасности нам пока как до Луны. Так, за 2016 год на российских дорогах погибло 20308 человек. А в странах Евросоюза – 25500. Вроде бы больше, да вот только население нашей страны – 146,8 миллиона человек. А в Еврозоне живут 510 миллионов.

Еще одна печаль отечественных дорожников – так называемый показатель социального риска. На момент 2016 года у нас он составлял 13,8 погибших на 100 тысяч населения. В то время как в Европе всего 5 человек на те же сто тысяч.

Однако в Кабмине полагают, что догнать и даже перегнать Старый свет в нас получится. Для этого всего-то и надо, что изменить поведение участников дорожного движения, защитить пешеходов от невменяемых водителей, усовершенствовать улично-дорожную сеть, изменить систему допуска водителей за руль, развить систему оказания помощи пострадавшим и…сформировать позитивный имидж сотрудников ГИБДД.

– Надо понимать, что стратегия – это первый этап, сформулированная цель, – считает руководитель аналитического центра «Пробок.нет» Александр Шумский, – Раньше считалось, что люди гибнут на дорогах, и это неизбежно. Теперь же принята политика нулевой терпимости к дорожной смертности.

В Норвегии, где действует такая же политика, за 2016 год не погибло ни одного ребенка в ДТП. Для сравнения в Краснодарском крае, где население сравнимо с населением Норвегии, погибли 15 детей. За этим решением последует мощный комплекс действий. Будут меняться ГОСТы на дорожное покрытие, отбойники, дорожные знаки.

Будут вноситься изменения в ПДД.

Первое, чего стоит ожидать водителям уже в этом году – это снижение предельно допустимой скорости, – полагает эксперт. Далее, скорее всего, будут меняться требования к пешеходным переходам.

Дорожные полицейские и специалисты по безопасности начнут анализировать каждый «народный» переход – те места, где люди регулярно перебегают дорогу не по правилам.

Если окажется, что народу просто так удобнее, в таких местах начнут появляться «зебры», светофоры или надземные пешеходные переходы.

Однако не все автоэксперты восприняли планы Кабмина как благо для водителей.

– Почти всё, что там написано (в Стратегии) – это разворот месседжа «водитель всегда виноват»,- написал на своей странице в соцсети координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, – Я думаю, что увеличат штрафы в несколько раз, снизят разрешенный скоростной режим в городе до 50, а в центре до 30 км/ч, поставят 100 тысяч камер и будут за малейшее превышение карать минимальным штрафом тысяч в 5 рублей. Ну и балльная система, куда без неё. Ну и еще закрутят гайки для водителей-новичков».

Источник: https://www.mk.ru/social/2018/01/22/pravitelstvo-utverdilo-strategiyu-nulevoy-smertnosti-na-dorogakh.html

Почему россияне гибнут на дорогах? – журнал За рулем

Ежегодные экономические потери нашей страны от аварий составляют около двух процентов ВВП, ведь треть погибших в авариях — это граждане в возрасте от 26 до 40 лет, наиболее активные.

В начале года Правительство России утвердило Стратегию по безопасности дорожного движения на 2018–2024 годы.

Документ станет основой для реализации государственной программы на всех уровнях — от федерального до муниципального.

Vision Zero по-русски

В 2017 году впервые в новой истории России количество смертей на дорогах оказалось ниже двадцати тысяч (19 088). То есть на 100 тысяч жителей у нас приходилось 13,4 погибших (для сравнения: в ЕС — около пяти). К 2024 году этот показатель планируют снизить до четырех человек, а к 2030‑му смертность на дорогах и вовсе хотят свести к нулю! Фантастика, не правда ли?

В Швеции стратегию Vision Zero («Видение нуля»), направленную на полное исключение смерти при ДТП, приняли в уже далеком 1997 году. С тех пор ежегодное количество жертв на дорогах страны сократилось более чем на 50% — с 541 до 254 человек. В этом небольшом государстве власти ответственнее, дороги ровнее, автопарк гораздо современнее.

Авторы Стратегии отнесли неконтролируемый рост автомобилизации к угрозам безопасности движения. Однако наши расстояния и инфраструктура во многих регионах не позволяют выжить без собственной машины.Авторы Стратегии отнесли неконтролируемый рост автомобилизации к угрозам безопасности движения.

Однако наши расстояния и инфраструктура во многих регионах не позволяют выжить без собственной машины.

Некоторые европейские страны, включая Швецию, взялись добиваться «абсолютного нуля», уже решив все проблемы с качеством трасс и разветвленностью дорожной сети, а также оснащенностью спасательных служб.

Обратите внимание

Вдобавок у них давно стали нормой шесть подушек и ESP, а у нас миллионы автомобилей не оснащены даже простейшими системами безопасности. В разделе направлений и задач Стратегии значится почти 40 пунктов с общими формулировками вроде «совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения».

Раз конкретика пока не озвучена правительством, расскажем, как нам видится забота о безопасности.

Эх, дороги!

Недавно Минтранс отчитался, что 80% федеральных трасс страны приведено в нормативное состояние. Хорошему асфальту и правильно расставленным знакам действительно можно порадоваться.

Однако разметка у нас сходит за одну зиму и, даже будучи новой, не имеет светоотражающих свойств (на многих зарубежных трассах используется разметка со светоотражающим эффектом, который значительно повышает комфорт и безопасность при ночной езде).

Львиная доля основных шоссе у нас двухполосные. Поставить отбойники, спасающие от лобовых столкновений, на них нельзя — иначе как обгонять? А когда на встречку вылетает грузовик, не спасут даже пять звезд Euro NCAP. Понятно, что расширить все дороги невозможно — на новый-то асфальт денег не хватает.

Однако в опасных местах можно, по примеру скандинавов, применять схему «2 + 1», когда центральная полоса работает попеременно то в одном, то в другом направлении.

Но только не так, как это реализовано на трассе М10 — со сменой полосы на изгибе рельефа, с постоянными поворотами налево и отсутствием отбойника.

Любопытно, что в документе прямо написано: совершенствование дорожных условий и инфраструктуры будет происходить «за счет малозатратных, но эффективных меропри­ятий».

Важно

Что это означает? Лечить смертельную болезнь травами и заговорами? Можно еще церковь привлечь, сейчас это модно. А если серьезно, то конкретные примеры уже есть.

Вместо надежных, но дорогих бетонных или двойных металлических отбойников на дорогах ставят тросовые. Это лучше, чем ничего.

Количество погибших в России в ДТП на 100 тыс. жителей, чел

Всё плохо

Обучение водителей, несмотря на все реформы, у нас во многом остается профанацией. В автошколах по-прежнему учат не ездить, а сдавать экзамены. Коррупционная составляющая не исчезла, просто такса поднялась. Конечно, нельзя всех красить одним цветом, есть и положительные примеры, но об отрицательных знает буквально каждый водитель.

То же касается техосмотра. Получить, не показывая автомобиль, диагностическую карту — легальную, внесенную в базу — стóит в Москве примерно вдвое дороже официального тарифа.

Сейчас предлагают внедрить обязательную фото- и видеофиксацию тех­осмотра. Затраты колоссальные, а какой толк? Камера зафиксирует лишь визит к оператору, но не реальное состояние автомобиля.

Может, отменим этот бесполезный техосмотр, если не получается навести порядок?

Другой пункт в документе призывает повысить защищенность «наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов». Что-то мне подсказывает, что это будет реализовано за счет установки камер на переходах и очередного повышения штрафов.

А за воспитание пешеходов когда возьмемся? Курс безопасности движения должен стать обязательным в школах, ведь виноватыми в дорожных коллизиях на зебре очень часто бывают как раз бесколесные. Штраф с них содрать сложно, потому и отыгрываются на водителях.

Вдобавок еще и велосипедистов активно «приглашают» на дороги, не удосужившись провести среди них хотя бы агитацию за соблюдение правил дорожного движения.

Совет

Внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС — безу­словно, правильный шаг. Но без эффективной спасательной инфраструктуры вдоль трасс толку от нее чуть.

В чем смысл от звонка в скорую на 5–10 минут раньше, если ближайшая машина — в часе езды, причем это древняя «буханка» с минимальным набором средств спасения? На магистралях и в ближайших к ним населенных пунктах должны быть организованы многофункциональные станции спасателей с медицинскими и пожарными машинами, а где-то и с вертолетами. Подобные станции есть, но их крайне мало.

Количество погибших в ДТП в России, чел

Реклама — двигатель закона

В документе упоминается о различных формах агитации за соблюдение правил дорожного движения. В том числе о денежной: водители, систематически нарушающие правила, рискуют лишиться прав или, как минимум, больше заплатят за полис ОСАГО.

 Согласен, некоторых несознательных можно исправить только рублем. Но пункт о «формировании положительного имиджа сотрудника Госавтоинспекции» поставил меня в тупик. Ведь еще семь лет назад с пафосом и за миллиарды рублей налогоплательщиков милицию переименовали в полицию.

Это не дало эффекта? Требуется новая волна облагораживания?

Да и кого «рекламировать», если патрулей на дорогах с каждым днем всё меньше? Камеры видят далеко не все нарушения и даже в Москве позволяют местами ездить так, как захочется.

Снижение вероятности встретить живого гаишника радует водителей самой опасной категории — нетрезвых.

Я не утверждаю, что патруль на каждом перекрестке сведет смертность к нулю (это явное заблуждение), но недавнее решение сократить в ГИБДД России десять тысяч сотрудников, по большей части постовых, ­правильным не считаю.

Статистика ГИБДД признаёт, что больше 40% аварий с участием пешеходов происходит по их же вине. Но карают пешеходов крайне редко, ведь куда проще наказать водителя.Статистика ГИБДД признаёт, что больше 40% аварий с участием пешеходов происходит по их же вине.

Но карают пешеходов крайне редко, ведь куда проще наказать водителя.

Любопытен заключительный раздел Стратегии, в котором перечислены риски и угрозы на пути к «нулевой» безопасности на дорогах. Первым пунктом идет «неконтролируемый рост автомобилизации».

Допустим, Москва уже подошла к тому пределу, когда поток в городе действительно нужно искусственно ограничивать. Пусть не без ошибок, но власти это делают и предлагают альтернативу (общественный транспорт, каршеринг, прокат велосипедов).

А как быть остальным 135 миллионам жителей? Расстояния в стране огромные, общественный транспорт развит слабо.

Но дальше всё по делу.

Обратите внимание

Составители документа признают разрыв между темпами автомобилизации и ростом дорожной сети, неудовлетворительное качество техосмотра и обучения водителей, солидный возраст автопарка, несовершенство системы оказания первой помощи, недостаток внимания к причинам детского травматизма. И даже — наличие в стране экономических проблем, что совсем не вяжется с тем, что транслируют по федеральным телеканалам. Этим проблемам уже десятки лет! Так с чего вдруг нам удастся их решить в ближайшие шесть?

Смертность на дорогах и Стратегия безопасности: проблемы есть, решений нет

Источник: https://www.zr.ru/content/articles/911601-stremlenie-k-nulyu/

Смертность на дорогах и Стратегия безопасности: проблемы есть, решений нет

В России стало модно заботиться о безопасности на дорогах. Что нам сулит очередной документ, заглядывающий на шесть лет вперед?

Ежегодные экономические потери нашей страны от аварий составляют около двух процентов ВВП, ведь треть погибших в авариях — это граждане в возрасте от 26 до 40 лет, наиболее активные. 

В начале года Правительство России утвердило Стратегию по безопасности дорожного движения на 2018–2024 годы. Документ станет основой для реализации государственной программы на всех уровнях — от федерального до муниципального.

Vision Zero по-русски

В 2017 году впервые в новой истории России количество смертей на дорогах оказалось ниже двадцати тысяч (19 088). То есть на 100 тысяч жителей у нас приходилось 13,4 погибших (для сравнения: в ЕС — около пяти). К 2024 году этот показатель планируют снизить до четырех человек, а к 2030‑му смертность на дорогах и вовсе хотят свести к нулю! Фантастика, не правда ли?

В Швеции стратегию Vision Zero («Видение нуля»), направленную на полное исключение смерти при ДТП, приняли в уже далеком 1997 году. С тех пор ежегодное количество жертв на дорогах страны сократилось более чем на 50% — с 541 до 254 человек. В этом небольшом государстве власти ответственнее, дороги ровнее, автопарк гораздо современнее.

Авторы Стратегии отнесли неконтролируемый рост автомобилизации к угрозам безопасности движения. Однако наши расстояния и инфраструктура во многих регионах не позволяют выжить без собственной машины.

Читайте также:  Какие амортизаторы лучше поставить на хендай солярис

Некоторые европейские страны, включая Швецию, взялись добиваться «абсолютного нуля», уже решив все проблемы с качеством трасс и разветвленностью дорожной сети, а также оснащенностью спасательных служб.

Вдобавок у них давно стали нормой шесть подушек и ESP, а у нас миллионы автомобилей не оснащены даже простейшими системами безопасности. В разделе направлений и задач Стратегии значится почти 40 пунктов с общими формулировками вроде «совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения».

Раз конкретика пока не озвучена правительством, расскажем, как нам видится забота о безопасности.

Эх, дороги!

Недавно Минтранс отчитался, что 80% федеральных трасс страны приведено в нормативное состояние. Хорошему асфальту и правильно расставленным знакам действительно можно порадоваться.

Однако разметка у нас сходит за одну зиму и, даже будучи новой, не имеет светоотражающих свойств (на многих зарубежных трассах используется разметка со светоотражающим эффектом, который значительно повышает комфорт и безопасность при ночной езде).

Львиная доля основных шоссе у нас двухполосные. Поставить отбойники, спасающие от лобовых столкновений, на них нельзя — иначе как обгонять? А когда на встречку вылетает грузовик, не спасут даже пять звезд Euro NCAP. Понятно, что расширить все дороги невозможно — на новый-то асфальт денег не хватает.

Важно

Однако в опасных местах можно, по примеру скандинавов, применять схему «2 + 1», когда центральная полоса работает попеременно то в одном, то в другом направлении.

Но только не так, как это реализовано на трассе М10 — со сменой полосы на изгибе рельефа, с постоянными поворотами налево и отсутствием отбойника.

Любопытно, что в документе прямо написано: совершенствование дорожных условий и инфраструктуры будет происходить «за счет малозатратных, но эффективных меропри­ятий».

Что это означает? Лечить смертельную болезнь травами и заговорами? Можно еще церковь привлечь, сейчас это модно. А если серьезно, то конкретные примеры уже есть.

Вместо надежных, но дорогих бетонных или двойных металлических отбойников на дорогах ставят тросовые. Это лучше, чем ничего.

Количество погибших в России в ДТП на 100 тыс. жителей, чел

Всё плохо

Обучение водителей, несмотря на все реформы, у нас во многом остается профанацией. В автошколах по-прежнему учат не ездить, а сдавать экзамены. Коррупционная составляющая не исчезла, просто такса поднялась. Конечно, нельзя всех красить одним цветом, есть и положительные примеры, но об отрицательных знает буквально каждый водитель.

То же касается техосмотра. Получить, не показывая автомобиль, диагностическую карту — легальную, внесенную в базу — стóит в Москве примерно вдвое дороже официального тарифа.

Сейчас предлагают внедрить обязательную фото- и видеофиксацию тех­осмотра. Затраты колоссальные, а какой толк? Камера зафиксирует лишь визит к оператору, но не реальное состояние автомобиля.

Может, отменим этот бесполезный техосмотр, если не получается навести порядок?

Другой пункт в документе призывает повысить защищенность «наиболее уязвимых участников дорожного движения, прежде всего детей и пешеходов». Что-то мне подсказывает, что это будет реализовано за счет установки камер на переходах и очередного повышения штрафов.

Совет

А за воспитание пешеходов когда возьмемся? Курс безопасности движения должен стать обязательным в школах, ведь виноватыми в дорожных коллизиях на зебре очень часто бывают как раз бесколесные. Штраф с них содрать сложно, потому и отыгрываются на водителях.

Вдобавок еще и велосипедистов активно «приглашают» на дороги, не удосужившись провести среди них хотя бы агитацию за соблюдение правил дорожного движения.

Внедрение системы ЭРА-ГЛОНАСС — безу­словно, правильный шаг. Но без эффективной спасательной инфраструктуры вдоль трасс толку от нее чуть.

В чем смысл от звонка в скорую на 5–10 минут раньше, если ближайшая машина — в часе езды, причем это древняя «буханка» с минимальным набором средств спасения? На магистралях и в ближайших к ним населенных пунктах должны быть организованы многофункциональные станции спасателей с медицинскими и пожарными машинами, а где-то и с вертолетами. Подобные станции есть, но их крайне мало.

Количество погибших в ДТП в России, чел

Реклама — двигатель закона

В документе упоминается о различных формах агитации за соблюдение правил дорожного движения. В том числе о денежной: водители, систематически нарушающие правила, рискуют лишиться прав или, как минимум, больше заплатят за полис ОСАГО.

 Согласен, некоторых несознательных можно исправить только рублем. Но пункт о «формировании положительного имиджа сотрудника Госавтоинспекции» поставил меня в тупик. Ведь еще семь лет назад с пафосом и за миллиарды рублей налогоплательщиков милицию переименовали в полицию.

Это не дало эффекта? Требуется новая волна облагораживания?

Да и кого «рекламировать», если патрулей на дорогах с каждым днем всё меньше? Камеры видят далеко не все нарушения и даже в Москве позволяют местами ездить так, как захочется.

Снижение вероятности встретить живого гаишника радует водителей самой опасной категории — нетрезвых.

Я не утверждаю, что патруль на каждом перекрестке сведет смертность к нулю (это явное заблуждение), но недавнее решение сократить в ГИБДД России десять тысяч сотрудников, по большей части постовых, ­правильным не считаю.

Статистика ГИБДД признаёт, что больше 40% аварий с участием пешеходов происходит по их же вине. Но карают пешеходов крайне редко, ведь куда проще наказать водителя.

Любопытен заключительный раздел Стратегии, в котором перечислены риски и угрозы на пути к «нулевой» безопасности на дорогах. Первым пунктом идет «неконтролируемый рост автомобилизации».

Обратите внимание

Допустим, Москва уже подошла к тому пределу, когда поток в городе действительно нужно искусственно ограничивать. Пусть не без ошибок, но власти это делают и предлагают альтернативу (общественный транспорт, каршеринг, прокат велосипедов).

А как быть остальным 135 миллионам жителей? Расстояния в стране огромные, общественный транспорт развит слабо.

Но дальше всё по делу.

Составители документа признают разрыв между темпами автомобилизации и ростом дорожной сети, неудовлетворительное качество техосмотра и обучения водителей, солидный возраст автопарка, несовершенство системы оказания первой помощи, недостаток внимания к причинам детского травматизма. И даже — наличие в стране экономических проблем, что совсем не вяжется с тем, что транслируют по федеральным телеканалам. Этим проблемам уже десятки лет! Так с чего вдруг нам удастся их решить в ближайшие шесть? 

Источник

Источник: https://koleso.temaretik.com/1397043022724336245/smertnost-na-dorogah-i-strategiya-bezopasnosti-problemy-est-reshenij-net/

Принята стратегия безопасности дорожного движения до 2024 года

Правительство РФ утвердило стратегию безопасности движения до 2024 года, в рамках которой ставятся весьма амбициозные цели – снизить смертность в ДТП почти до нулевых значений.

Для этого в Белом доме планируют провести ряд реформ – в частности, в области образования водителей, контроля за техсостоянием автомобилей, усиления борьбы с пьянством за рулем. Нарушителей ПДД, скорее всего, ждет увеличение стоимости ОСАГО и изменение размера штрафов.

Стратегия также предполагает формирование «положительного имиджа» инспектора. Даже самые развитые страны находятся далеко от нулевой смертности в ДТП, отмечают эксперты, поэтому заложенный правительством сценарий едва ли выполним.

Об утверждении новой стратегии безопасности дорожного движения в РФ на 2018–2024 годы объявил премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании правительства РФ. Стратегия разработана по поручению президента. 

До сих пор основным документом, определяющим госстратегию в области безопасности движения, была федеральная целевая программа, принятая в 2013 году, действующая до 2020 года, с финансированием в размере 34,4 млрд руб. Ее главная цель – снижение ежегодного числа жертв аварий с 27,9 тыс. до 19,9 тыс. По итогам 11 месяцев 2017 года в авариях погибло чуть более 17 тыс. человек.

Новая стратегия (размещена на сайте правительства) – документ иного формата, представляющий собой, скорее, декларацию о намерениях. Единственный показатель, который ставится в качестве ориентира,- это социальный риск, то есть число погибших в ДТП на 100 тыс. населения.

По итогам 2016 года он составлял 13,8, а к 2024 году, согласно стратегии, должен быть снижен до 4 (то есть должен уменьшиться более чем втрое). В правительстве хотят, чтобы к 2030 году в авариях на российских дорогах вообще никто не погибал: в стратегии закреплено «стремление к нулевой смертности».

 «Конечно, негуманно вообще говорить о том, что вот допускается смертность, и необычно для наших документов. Впервые вводится к 2030 году цель нетерпимости к смертности на дорогах»,- пояснил первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, достигнуть данных показателей можно будет благодаря внедрению высоких современных стандартов.

«То есть, дойти до высоких стандартов европейских государств к 2024 году, а к 2030 – стараться, чтобы смертность на дорогах была нулевой или к этому стремилась», – пояснил чиновник/

В документе выделен ряд проблем, которые нужно будет решать в ближайшие годы в рамках выполнения стратегии. Проблема аварий из-за водителей с опытом вождения менее двух лет. В 2016 году из-за нарушений правил ПДД новичками совершено каждое 13-е ДТП (их общая доля 7,9%), в них погибли 1,1 тыс. человек.

«Данные свидетельствуют о необходимости комплексного совершенствования процесса допуска водителей к участию в движении, главным образом с точки зрения подготовки и приема экзаменов»,- сказано в стратегии.

Конкретных предложений не упоминается, но говорится о необходимости «совершенствования требований к уровню знаний и навыков управления», а также «совершенствования форм и методов учебного процесса, учитывающих опыт стран с развитой автомобилизацией».

Напомним, реформа в области подготовки водителей идет с 2013 года: введены новые категории прав, ужесточены требования к автошколам, усложнены правила проведения экзаменов.

Важно

Количество ДТП, совершенных начинающими водителями, с 2015 года сократилось почти на 50%. Минтранс уже объявил о планах разделить автомобилистов на любителей и профессионалов, введя для них разные уровни подготовки.

Ряд новых нормативных актов готовит и МВД.

Проблема пьяных водителей. В стратегии говорится об увеличении в 1,8 раза числа погибших в ДТП, произошедших из-за нетрезвого вождения (на фоне общего сокращения числа жертв аварий), за последнее десятилетие. «Данный факт позволяет сделать вывод о необходимости целевого воздействия на указанную проблему», – говорится в документе.

 Наказание за пьяное вождение, отметим, уже ужесточалось в 2015 году: тогда была введена уголовная ответственность за повторную нетрезвую езду. В Госдуме сейчас находится еще несколько законопроектов на эту тему: введение залога в размере 30 тыс. руб.

в случае нетрезвой езды, введение минимального содержания алкоголя в крови, увеличение штрафа за отказ от медицинского освидетельствования.

Проблема жертв и пострадавших среди пешеходов. «Особо следует отметить, что доля ДТП из-за наезда на пешеходов именно на пешеходных переходах и пострадавших в них пешеходов ежегодно увеличивается и за десять лет возросла более чем в два раза, – сказано в стратегии.

– Приведенные факты позволяют выделить основные направления работы для решения проблемы обеспечения безопасности пешеходов». Отметим, что в ноябре 2017 года вступил в силу закон, ужесточивший ответственность водителей, не уступающих дорогу пешеходам.

Кроме того, ранее Минтранс предложил регионам методики по замедлению движения на улицах городов.

Проблема ДТП из-за неудовлетворительного технического состояния автомобилей. В стратегии приводятся данные, согласно которым с 2013 года наблюдается рост аварийности из-за техсостояния транспортных средств. По данным ГИБДД России, в 2017 году произошло более 5,8 тыс. таких аварий, рост составил 18,5%.

В связи с этим необходимо принятие «комплекса мер, направленных на обеспечение соответствия технического состояния эксплуатируемых транспортных средств современным требованиям», говорится в документе. Напомним, что в 2012 году проверять машины доверили частным операторам, забрав контрольные функции у ГИБДД. Вместо талона ТО были введены диагностические карты.

Совет

Сейчас большинство водителей карты покупают, не проходя техосмотра, это признано большинством экспертов. Минэкономики подготовило масштабный план по реформированию техосмотра с помощью поправок к КоАП, УК и другим законам. Планируется ужесточить правила работы операторов ТО, чтобы те не могли продавать гражданам диагностические карты без проверки автомобиля.

Читайте также:  Renault сделает logan с 20-сантиметровым клиренсом

Автовладельцев при этом ждет штраф за непройденный ТО – предварительно в размере 800 руб.

Таким образом, обозначенные в стратегии проблемы не являются новыми: ранее они уже были обозначены разными органами власти и уже решаются в том или ином виде.

 В стратегии указаны также риски и угрозы для безопасности дорожного движения, среди которых неконтролируемый рост автомобилизации, углубляющийся разрыв между темпами автомобилизации и темпами развития улично-дорожной сети, снижение среднего возраста водительского состава, приоритет экономических результатов хозяйственной деятельности перед безопасностью, значительное число устаревших (старше десяти лет) автомобилей на дорогах, несовершенство системы оказания помощи пострадавшим в ДТП, а также экономические проблемы, препятствующие принятию мер по повышению безопасности движения.

Одна из основных целей, заложенных в стратегии,- изменение поведения участников движения с целью соблюдения норм и ПДД.

Перечислены возможные способы достижения этой цели, среди которых «формирование положительного имиджа сотрудников Госавтоинспекции», расширение применения камер на дорогах (а также упорядочивание их размещения на трассах), развитие механизмов «экономического стимулирования соблюдения ПДД, включая «вопросы налогообложения, имущественного страхования и тарифообразования» (вероятно, речь идет о возможном подорожании ОСАГО для злостных нарушителей ПДД), обеспечение «соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения» (то есть не исключается пересмотр ряда штрафных санкций).

Стратегия будет выполняться в два этапа. Первый этап переходный (2018–2020 год), в ходе которого будет завершено выполнение текущей ФЦП.

Согласно закону о бюджете на 2018–2020 годы, остаточное финансирование программы составляет примерно 4,2 млрд руб. За это время в правительстве планируют «нарастить потенциал для дальнейшего развития работ по повышению безопасности».

В 2021–2024 годах будут осуществляться «практические мероприятия в целях устойчивого повышения безопасности дорожного движения».

Обратите внимание

Тема возможного финансирования мероприятий стратегии затронута в документе лишь отчасти: деньги будут браться, в частности, из различных государственных и федеральных целевых программ, но конкретные необходимые суммы не указываются.

Любопытно, что первый вариант стратегии был представлен в начале сентября 2017 года.

В документе говорилось о двух сценариях развития ситуации – инерционном и прогрессивном, но при любом из них после 2018 года ожидался рост числа погибших в ДТП до 30–32 тыс. человек ежегодно.

После волны критики подобный пессимистический прогноз из финальной версии стратегии был убран. С первоначальным вариантом документа можно ознакомиться на сайте МВД России. 

Вероятно, что в рамках стратегии будет прорабатываться также вопрос о законодательном регулировании беспилотных автомобилей. Такое пожелание на совещании в Горках высказал Дмитрий Медведев.

«Понятно, что появление так называемых беспилотных транспортных средств создаст еще одну дополнительную проблему, с которой нам нужно будет разбираться, завязывая и эту проблему в стратегию по ДТП, по развитию автомобильного транспорта»,- заключил премьер.

ГИБДД России эту проблему поднимала еще в 2016 году, в Минтрансе была создана специальная рабочая группа по беспилотникам.

Как пояснила представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова, в течение полугода (то есть летом 2018 года) будет подготовлен план реализации мероприятий, предусмотренных стратегией: в нем будет перечень конкретных видов работ, состав исполнителей и сроки.

В результате реализации стратегии не исключено, что наказание по ряду нарушений будет ужесточено.

Важно

Вместе с этим, отметила собеседница, для решения задачи нужно «не только использовать санкции, но и проводить активную и последовательную информационно-воспитательную работу, создать условия к тому, чтобы соблюдение правил безопасности стало частью личного поведения каждого участника движения.

«Это сложная, но абсолютно необходимая работа,- говорит представитель Игоря Шувалова.- Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует о том, что правоприменительная практика является важным инструментом в решении проблемы обеспечения соблюдения норм и правил.

Очевидно, что «наказательная политика» дает эффект при предотвращении таких правонарушений, как пьянство за рулем, опасное вождение, выезд на встречную полосу и т. д., но решить проблему в целом может только системный подход».

Отвечая на вопрос об основной задаче стратегии, представитель Игоря Шувалова пояснила, что в первую очередь речь идет о стремлении к нулевой смертности в результате ДТП. «Дорожно-транспортная инфраструктура, поведение участников дорожного движения, сами автомобили, в целом вся система дорожного движения должны обеспечить максимально возможную безопасность для человека, попавшего в ДТП». «Еще одним важным фактором достижения поставленной цели будет всеобщая нетерпимость к нарушениям на дороге»,- говорит она.

Показатель социального риска используется в основном в практике Всемирной организации здравоохранении (ВОЗ) для сравнения количества жертв ДТП с потерями населения по прочим причинам: тяжелым заболеваниям, эпидемиям, военным действиям и террористическим актам, убийствам, самоубийствам, производственному травматизму, пояснил председатель общественного совета при Минтрансе России, директор института экономики транспорта при ВШЭ Михаил Блинкин. «Так что выбор социальных рисков в качестве главного целевого показателя стратегии является, мягко говоря, не бесспорным,- считает он.- Впрочем, этот дефект здесь не самый главный. Главное в том, что целевой показатель социальных рисков принят в стратегии на супероптимистическом уровне: четыре единицы к 2024 году, ноль к 2030 году». Михаил Блинкин приводит данные, согласно которым уровень социальных рисков в пределах четырех был обеспечен только в шести странах Западной Европы, являющихся лидерами в сфере безопасности дорожного движения,- Швеции, Великобритании, Нидерландах, Испании, Германии, Ирландии. «Даже странам-лидерам для перехода от катастрофических значений социальных рисков в десять и более единиц к характерным для последних лет умеренным показателям в три-пять единиц понадобилось около 20 лет»,- говорит  Блинкин.

Cоциальный риск (число погибших в ДТП на 100 тыс. населения) в европейских странах:

Страны Фактические данные Прогноз Еврокомиссии
1990 2000 2010 2016 2020
Швеция 9,1 6,7 2,8 2,7 1,4
Великобритания 9,4 6,1 3,1 2,8 1,6
Нидерланды 9,2 6,8 3,6 3,3 1,8
Испания 23,2 14,5 5,4 3,7 2,7
Германия 14 9,1 4,5 3,9 2,3
Ирландия 13,6 11 4,7 4 2,4
Россия 24 20,1 18,6 13,8

Целевой показатель, заложенный в стратегию правительства, был рассчитан «посредством линейной экстраполяции данных» за период 2013–2016 годов, оказавшихся самыми успешными за всю историю исчисления социальных рисков в России (темпы его снижения превышали 10% ежегодно), предполагает Михаил Блинкин.

«Такие типичны для стран с исходно высоким уровнем социальных рисков на начальных этапах реализации национальных программ безопасности движения,- отмечает он.- Дальнейшие успехи даются все труднее и труднее, имеет место нечто вроде известного экономистам эффекта снижения маржинальной полезности.

Так что прогнозировать двузначные темпы снижения социальных рисков на сколько-нибудь долгосрочную перспективу, увы, совершенно неправомерно».

Источник: Коммерсант

Источник: http://rtp.expert/news/3151-priniata_strategiia_bezopasnosti_dvizheniia_do_2024_goda

Без жертв на дорогах

Правительство рассчитывает к 2030 году снизить количество смертельных исходов при дорожно-транспортных происшествиях практически до нуля.

Об этом объявлено в понедельник на совещании премьер-министра Дмитрия Медведева с вице-премьерами. Глава кабинета министров утвердил Стратегию безопасности дорожного движения в России до 2024 года.

Документ разработан Министерством внутренних дел по поручению президента РФ Владимира Путина.

Совет

В 2013 году в России была утверждена федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения». Она рассчитана на период до 2020 года. Общий объем финансирования программы составляет 34,4 млрд рублей, ее основная цель — снижение ежегодного числа аварий с летальным исходом. Стоимость реализации новой программы пока неизвестна.

— Я утвердил Стратегию безопасности дорожного движения, она рассчитана на семь лет — до 2024 года. Ситуация на дорогах сложная, напряженная, растет количество автомобилей легковых и грузовых.

И эта тенденция, очевидно, будет продолжаться. Поведение на дорогах, отношение водителей друг к другу — оно тоже остается очень разным.

Мы обязаны принять все меры для того, чтобы развернуть вот эту линию поведения в более цивилизованную сторону, — заявил Дмитрий Медведев.

Премьер-министр напомнил, что одновременно с принятием документов, регулирующих эту сферу, нельзя забывать следить за состоянием улиц и дорог, за применением интеллектуальных систем управления движением. Также следует совершенствовать механизмы фиксации ДТП.

Согласно новой стратегии, число погибших в транспортных происшествиях должно снизиться до 4 человек на 100 тыс. населения. Но в правительстве не планируют на этом останавливаться. В кабинете министров хотят, чтобы к 2030 году в авариях на российских дорогах не погибал ни один гражданин.

— В РФ это очень высокая цифра — свыше 13 человек на 100 тыс. населения. Стратегией предусматривается, что к 2024 году показатель этот не должен превышать 4 человека на 100 тыс.

Конечно, негуманно вообще говорить о том, что допускается смертность, и необычно для наших документов, таких стратегических документов, — пояснил первый вице-премьер Игорь Шувалов. — Впервые вводится к 2030 году цель не допустить смертности на дорогах.

Дойти до высоких стандартов европейских государств к 2024 году, а к 2030 году стараться, чтобы смертность была нулевой или к этому стремилась.

Первый зампредседателя правительства привел в пример Данию и Германию, где в ДТП погибают 2,7 и 3,9 граждан на 100 тыс. жителей соответственно.

Обратите внимание

Как отмечается в материалах к совещанию, с 2007 по 2016 год в ДТП ранены или пострадали 227 тыс. детей в возрасте до 16 лет, из них 9 тыс. получили травмы, несовместимые с жизнью. Треть погибших в авариях на автомобильных дорогах составляют люди наиболее активного трудоспособного возраста (26–40 лет). Около 20% пострадавших становятся инвалидами.

Дорожно-транспортные происшествия не только уносят жизни людей, но и наносят вред экономике страны. Ежегодные экономические потери государства по этой причине составляют около 2% ВВП. 

В ходе совещания премьер-министр напомнил о необходимости законодательного регулирования использования беспилотного транспорта.

Еще в августе прошлого года Дмитрий Медведев поручил зампредседателя правительства Аркадию Дворковичу подготовить список объектов дорожно-транспортной инфраструктуры для движения беспилотных автомобилей.

Необходимо развернуть информационно-телекоммуникационные элементы, обеспечивающие применение такого транспорта. Среди приоритетных направлений данного проекта — крупные города и транспортные коридоры «Север–Юг» и «Запад–Восток».

— Надо понимать, что мы стоим в преддверии существенных изменений вообще в деятельности автомобильного транспорта, появления так называемого беспилотного транспорта, он уже есть — он имеет локальное распространение, но тем не менее он уже существует. Мы, кстати, договаривались изменить законодательство в этой сфере, и это нужно сделать обязательно, — сказал премьер-министр.

Только за прошлый год правительство выделило 900 млн рублей на разработки в сфере электрического городского наземного транспорта и 600 млн рублей на беспилотные авто. В «дорожной карте» «Автонет» Национальной технологической инициативы (НТИ) поставлена цель с нуля создать в России отрасль беспилотного транспорта для пассажирских и грузовых перевозок, закрепиться на мировых рынках.

Сейчас заинтересованными министерствами и ведомствами составляется «дорожная карта» для тестирования беспилотных автомобилей.

Ожидается, что первые испытания пройдут на трассах Новгорода, Владивостока и Калининградской области.

Важно

В широкую продажу машины с автопилотом могут поступить уже к 2025 году, дорожная инфраструктура к этому времени должна соответствовать необходимым техническим требованиям.

Источник: https://iz.ru/698758/aleksandr-kondratev/bez-zhertv-na-dorogakh

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector