Как проехать в Гондурас?

Поездка в Липецкую область вначале была задумана как экспедиция в места, где мы уже были в прошлом году, на лесную речку Иловай, к Старой мельнице и другим живописным уголкам Липецкой и Тамбовской областей.

Однако, с приближением даты поездки, становилось очевидным, что цели поездки меняются, и главным станет поддержка наших участников и команды на Гондурас-Трофи. Еще до отъезда мы сконвертировали в формат ОЗИ Эксплорера для КПК имеющиеся в наличии карты предполагаемого района соревнований. Если бы мы знали, как они нам пригодятся! Но на сайте организатора было твердо обещано закачать всем участникам самые подробные карты и фотоснимки местности, где будут проходить соревнования, поэтому мы лишь взяли с собой ноутбук с необходимыми программами и, на всякий случай, двухкилометровки из атласа Липецкой и Тамбовской области.

К Липецкому этапу успели подготовиться четыре экипажа: Демидов Александр в категории ТР1, Полшков Дмитрий, Клевцов Роман и Фугаров Адель в категории ТР2. Алексей Скорбач и Старцев Роман, собиравшиеся просто поехать посмотреть, согласились в конце концов, что смотреть соревнования глазами участника много интереснее, и также приняли решение «погондурасить» на своих НИВАХ в категории ТР1.

Как обычно, в начале сезона, многие участники готовили свои машины практически до самого отъезда. Адель Фугаров последние работы со своим SUZUKI SAMURAI, как то: установка расширителей арок и покраска автомобиля делал в последнюю ночь перед отъездом. Александр Демидов буквально за два дня до отъезда установил на свой УАЗик лебедку и всего лишь один раз успел испытать ее, перематывая трос под нагрузкой для более плотной укладки.

Все это, однако, никак не отразилось на общем настроении команды – народ ехал не просто поучаствовать, все были готовы бороться и побеждать.

В этом году базовый лагерь «Гондурас Трофи» был расположен на огромном лугу на берегу р.Воронеж, рядом с Липецком. Несомненно это было удобно для городских зевак, приезжавших побродить по лагерю и посмотреть на диковинные машинки, но участникам перспектива ехать к месту старта за 30-40 км по асфальтовой дороге на боевых машинах совсем не улыбалась, но что поделать – всем пришлось ощутить на себе, как шоу-бизнес приходит в трофи.

Регистрация участников и техкомиссия продолжались почти сутки, при том, что всего в соревнованиях приняли участие около 60-ти экипажей. Причины таких задержек, как мне кажется – большое количество оформляемых бумаг, несвоевременное изготовление идентификационных бэджей и прочей атрибутики и черезмерное обилие наружной рекламы на автомобилях участников, для наклеивания которой автомобили участников выстроились в огромную очередь, которая едва двигалась.

В такой ситуации потребовалась личная беседа руководителя Воронежского Клуба с организатором гонки, чтобы отстоять право нести на автомобилях наших участников рекламу спонсоров, оплативших стартовые взносы нашей команды в личном и командном зачетах и выделивших в очередной раз средства для награждения призеров Первенства Клуба по итогам года.

Сама техкомиссия проходила несколько быстрее, но при этом технический комиссар, осуществлявший обмер колес, и проверявший наличие необходимого оборудования в автомобилях, как выяснилось, с техтребованиями был знаком весьма поверхностно, и, в случае с нашей командой, нам пришлось два раза в довольно резкой форме попросить его самого хотя бы поверхностно ознакомиться с основными параметрами техтребований 2007 года.

В конце концов, все наши прошли необходимые процедуры, в результате которых SUZUKI и CHEROKEE заявились в ТР1, Дмитрий Полшков в ТР2 оказался в гордом одиночестве, а в командном зачете мы перезаявились в ТР1, включив в команду УАЗ Александра Демидова и оба иностранных «джипа».

На 28 апреля в 13:30 был назначен старт Пролога, но ввиду общих задержек он состоялся около 18 часов вечера, так что многим участникам пришлось заканчивать дистанцию в темное время суток под мелким и холодным, почти осенним дождиком.

На жеребьевке Пролога стартовать первыми выпало нашему экипажу Фугаров/Ширяев на легеньком SUZUKI SAMURAI. Невозмутимо преодолев «аки посуху» небольшой ручеек, в котором затем пришлось «посидеть» не одной НИВКЕ, «Самураи» двинули дальше по дистанции. Ввиду того, что обещаных фотоснимков местности и карт никому не дали, вначале на дистанции было немало путаницы. Почти все участники сначала съездили через брод, вместо того, чтобы ехать прямо вдоль берега ручья. Но что поделать? Когда в GPS-е только точки и стрелочка на белом фоне, трудно понять, на каком берегу ручья находится точка. Лужу, расположенную в ста метрах от старта, многие участники преодолевали применяя тактику «тапку в пол». В зависимости от траектории, выбранной участником, окружающую местность и зрителей накрывали волны воды или грязи, но это вызывало лишь положительные эмоции, и зрители вознаграждали за это участников восторженными криками.

Мы с оператором двинулись вдоль ручья, ориентируясь на скопления участников, т.к. зрительских точек нам не дали, но мы же знаем, куда в степи организаторы могут загнать участников! Если есть вода или овраг – ищи их там! Если овраг и вода в одном и том же месте – 100% не ошибешься!

Ближе к сумеркам начался мелкий дождик, но нам удалось еще некоторое время сопровождать участников от точки к точке. Уже в полной темноте мы вернулись к месту старта и двинули в базовый лагерь. Довольно скоро появились результаты Пролога. Первые три места в ТР1 заняли Воронежцы! Дмитрий Полшков в ТР2 закончил гонку третьим. Результаты Пролога определяли порядок старта в основной гонке, поэтому для Дмитрия третий результат был очень кстати – третья позиция на старте удобна для погони, т.к. уже есть следы, а дорога еще не совсем разбита. И тут главное – не сбиться с пути и сберечь автомобиль.

Старт основной гонки проходил в два этапа. Вначале, неподалеку от базового лагеря, участники проезжали по подиуму, а после всех этих красивостей ехали за 40км от подиума к месту старта в с.Кривец. Точки и треки с утра закачивались организаторами в GPS приемники и в ноутбуки участников. Наличие у экипажей бюджетного варианта навигационной системы в виде КПК организаторы не предусмотрели, поэтому выданную карту для ОЗИ Эксплорера нам так и не удалось сконвертировать для КПК, тем более, что получили мы ее за полчаса до старта.

В конце концов Александром Демидовым было принято решение ехать по точкам на двухкилометровом атласе и по бумажным картам, добытым Пашей Корольковым заблаговременно. У Романа Клевцова трек и точки были залиты в Гармин, а Адель Фугаров ехал просто по точкам вообще без карты в GPS.

На основной гонке организаторы забыли о зрителях вообще, поэтому лишь благодаря личному знакомству с Руководителем гонки нам удалось получить в свое распоряжение один листик карты с началом дистанции для ТР2, ТР3 и точки GPS для ТР2. Так мы и рванули к месту старта, прихватив с собой небольшую колонну зрительских машин.

Место старта нашли легко, по дороге заправились и двинулись к первому броду через р. Воронеж. Глубина брода была небольшая, не глубже 1 метра, но протяженность его составляла около 100 метров. Поснимав несколько экипажей на видео, мы затем поехали на поиски дороги, ведущей к р.Чернава, на берегах которой были отмечены несколько точек.

Как и следовало ожидать, там начинались первые серьезные препятствия в категориях ТР2 и ТР3. Это было последнее место, куда нам удалось добраться на старенькой НИВЕ. Дело было к вечеру, нам хотелось дождаться здесь Дмитрия Полшкова, но к этому времени он уже был дальше на СУ1 и мы смогли увидеть лишь несколько экипажей из Тамбова и пару Зуевских «котлет». Когда стало темнеть, вся наша съемочно-зрительская группа отправилась в базовый лагерь. Теперь нам оставалось только ждать.

Формат гонки был очень интересный. Интервал на старте основной гонки задавался исходя из разницы времени между участниками на Прологе. Поэтому первый, приехавший на финиш основной гонки, и был победителем. Первыми в зачете ТР1 на кубок Черноземья финишировал экипаж Александра Демидова и Павла Королькова из Воронежа! О чем они нам и сообщили, позвонив с финиша.

К сожалению, не обошлось без поломок у двух других наших экипажей в категории ТР1. SUZUKI SAMURAI прекрасная машина, легкая, маневренная и очень проходимая. Но для строительства боевой машины покупается обычно недорогой экземпляр, т.к. многое «идет под нож», поэтому многие детали в таком авто после покупки требуют замены. У SAMURAI Аделя Фугарова одним из таких узлов были рессоры, отработавшие на машине около15 лет и требовавшие замены на новые.

Оригинальные запчасти ввиду малой распространенности автомобиля очень дороги, а найденый и заказанный аналог не успел доехать к моменту отъезда нашей команды из Воронежа. Вот одна из задних рессор и сломалась после СУ1. Узнали об этом уже ночью, когда уходили на старт СУ2. Задний мост стал уходить со своего места и для его фиксации пришлось воспользоваться собственной лебедкой, притянув тросом мост на место. Т.к. в маленькой машине места для хайджека не нашлось, брать его не стали. Потому для вывешивания автомобиля при ремонте также использовали лебедку, повесив блок на ветви дуба и подтянув себя, как барон Мюнхаузен в одном из рассказов. Вот она, знаменитая джиперская смекалка!

Так они и ехали до финиша, практически не пользуясь лебедкой и не имея возможности ехать быстро. И, тем не менее, итоговое пятое место в личном зачете, в совокупности с первым местом Александра Демидова вывело нашу команду на первое место в командном зачете ТР1 в Кубке Черноземья.

Недостаточную конструктивную проходимость JEEP CHEROKEE разные спортсмены улучшают по-разному. Кто-то изменяет в машине подвеску, кто-то устанавливает более мощные мосты и огромные колеса.

Роман Клевцов всегда компенсировал конструктивные недостатки автомобиля своими «фирменными» тактическими приемами вождения. Из них самым излюбленным всегда являлся прием «тапку в пол». Тактика эта проста как расписание уроков первоклассника: автомобиль разгоняется до максимально возможной скорости и направляется на препятствие.

Таким образом удается преодолеть затяжные глубокие колеи, не очень широкие водные преграды и небольшие заболоченные участки. Огромным минусом у этой тактики является то, что при встрече с бревном или пеньком сильно страдает автомобиль, что, как правило, служит поводом для знакомства с единственным сварщиком во всей округе, проживающим за 10-15 км от места происшествия.

Но, несмотря на понесенные разрушения, не совместимые с жизнью, CHEROKEE смог добраться до финиша и окончательно умер лишь когда пересек створ финишных ворот.

Наши нивоводы закончили выступать еще раньше, поэтому в лесу остался к этому времени лишь один воронежский экипаж. Это были Дмитрий Полшков и Андрей Засимов, выступавшие в категории ТР2 на УАЗе. Дозвониться до них нам не удавалось. Дима сам изредка звонил и скупо сообщал о завершении СУ или о взятии обязательного шестичасового отдыха.

К вечеру 30 мая от позвонил с финиша. Таким образом, все наши выбрались из леса, еще через некоторое время организаторы поместили на информационном щите предварительные результаты соревнований из которых следовало, что наши заняли 3-место в ТР2 и 1-е, 5-е и 6-е места в ТР1.

Это было победой нашей команды. Все, кто намеревался бороться за призовые места выступили очень хорошо. На результат не смогли повлиять ни шероховатости в организации, ни отсутствие большоко соревновательного опыта, имеющегося у команд соперников, ни отсутствующая пока материальная база команды. Отдельные поломки не позволили занять более высокие места «Черокезам» и «Самураям», но всё равно, всем нашим участникам довелось постоять на пьедестале почета при награждении.

Спортивные результаты подсчитывались быстро и поэтому организаторы провели награждение в 16 часов дня, что позволило сразу после награждения уехать домой и засветло вернуться в родной Воронеж. Теперь на очереди следующий этап Кубка Черноземья, который будет проходить в Брянских лесах, славящихся своими болотами и топями, к ним и готовятся сейчас наши экипажи. Проверка боем показала, что техника ведет себя предсказуемо, а умения и воли у наших экипажей хватает не только на то, чтобы доехать дофиниша, но и на то, чтобы показать на финише высокий результат.

Именно поэтому организаторы работы Клуба считают эти соревнования важным рубежом в развитии Клуба. Теперь наши стали побеждать не только у себя дома, но и на чужом поле. Закончился долгий период первоначального становления, формирования коллектива. Более трех лет упорного труда понадобилось для этого. Основным итогом можно считать то, что увлечение одиночек становится более массовым, в коллектив приходят новые люди, новые идеи. А это значит, что развитие не остановится и мы еще не раз услышим о Воронежском Клубе.

Теперь первоочередными задачами являются создание материально-технической базы Клуба и Воронежской команды. Это позволит дать возможность членам Клуба сообща заниматься подготовкой новых машин для соревнований и путешествий, а также поможет команде Воронежской области значительно повысить уровень технической подготовки к соревнованиям.

Возрождая традиции шефства, руководители одного из предприятий г.Воронежа предложили Воронежскому Клубу принять в дар автомобиль ЗИЛ-131 с военным кунгом для создания на его базе автомобиля технической поддержки и эвакуации и узла связи Воронежской команды.

В случае успешной реализации этого проекта, у Воронежской команды не будет проблем с ремонтом и радиосвязью на соревнованиях. Большинство ведущих команд соседних областей давно уже хорошо оснащены технически, что позволяет им успешно выступать на соревнованиях в течение всего сезона.

Лучшие автомобили для соревнований строятся не в личных гаражах, а в хорошо оборудованных клубных мастерских, как например в Тамбове. Чтобы бороться с ними на равных необходимо иметь в своем распоряжении аналогичные технические возможности. Это и есть первоочередная задача Воронежского клуба и самый главный участок борьбы за будущие победы Воронежцев.

Фотоотчет

Сергей Филимонов

Запись опубликована в рубрике Отдых, Соревнования с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.